Наша Арктика Природный парк "Ингилор": что стоит увидеть
Персоны
На Ямале завершился один из этапов исследований в природном парке "Ингилор". Как популяризация туристического места влияет на сохранность природы и экологии? Какими будут итоги очередного большого исследования? Об этом Марат Сафаров беседует с Дмитрием Черных.
САФАРОВ: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. В эфире "Вести ФМ" программа "Наша Арктика", в студии Марат Сафаров.
На Ямале завершился один из этапов исследований в природном парке "Ингилор". Как популяризация, вообще такое распространение знаний о туристическом месте влияет на сохранность природы, на экологию, какими будут итоги очередного большого исследования? И вообще что такое природный парк "Ингилор" для тех наших слушателей, кто, возможно, планирует путешествие на Ямал? Ямалу мы всегда в нашем проекте "Наша Арктика" уделяем такое важное, можно сказать, одно из важнейших направлений, всегда говорим о Ямале. Поскольку регион этот бурно развивается, и не только в экономике (что понятно), но и в туристической сфере, знакомит с Арктикой.
И вот сегодня мы поговорим об "Ингилоре" (о том, что происходит в природном парке, как он изучается, и могут ли туристы его увидеть) с нашим экспертом Дмитрием Черных – доктором географических наук, главным научным сотрудником Института водных и экологических проблем Сибирского отделения Российской академии наук. Дмитрий Владимирович, приветствуем вас в эфире "Вестей ФМ" и благодарим, что вы нашли время с нами побеседовать.
ЧЕРНЫХ: Здравствуйте.
САФАРОВ: Дмитрий Владимирович, ну, прежде всего, конечно, хотелось бы подробнее узнать об "Ингилоре". Я думаю, что сейчас многие наши слушатели прям уже ищут в поисковиках, где этот самый "Ингилор", чем он так знаменит, что это за природный парк.
ЧЕРНЫХ: Да. Ну, вы обмолвились, что это Ямал. Не совсем так. Это территория округа Ямал-Ненецкого, но в природном отношении парк "Ингилор" находится не на Западно-Сибирской равнине, частью которой является полуостров Ямал, а в пределах Уральских гор, конкретно на Полярном Урале. То есть это территория горная. Одновременно с тем, что эта территория находится в высоких широтах, в зоне лесотундры, это еще и горная территория, где проявляется высотная поясность. Вот с этим аспектом во многом и связаны достопримечательности этой территории, которые представляют интерес в целях развития туризма. Ну и, конечно, параллельно с этим хрупкость этой территории должна подразумевать некоторые ограничения в развитии туризма. То есть получается, что территория имеет ценность как природоохранную, так и рекреационную.
САФАРОВ: Таким образом можно сказать, что "Ингилор" – это достаточно уже развитый парк, ведь у него есть своя история.
ЧЕРНЫХ: Да. В общем-то, в современных границах данная территория сложилась не так давно. Она когда-то была заказником (не в нынешних границах, а на меньшей территории), потом постепенно расширялась, и сейчас это опыт регионального значения кластерного типа, то есть состоит из нескольких кластеров. И раз это природный парк, то в соответствии с законодательством подразумевается, что для того, чтобы выполнять несколько, в общем-то, в чем-то противоречивых задач – природоохранную и рекреационную (а рекреация – это, что бы мы ни говорили, это все равно природопользование, а значит, воздействие), для парков природных, как и национальных, предусмотрено функциональное зонирование. Это означает то, что должны быть выделены (и частично они выделены уже) зоны, где исключительно природоохранный режим (туризма не должно быть), и выделены зоны, предназначенные (наряду с охраной) специально для развития туризма.
Слушайте в аудиофайле!