Авторские материалы Запрет на короткие авиарейсы во Франции: бесполезно для климата, неудобно для граждан?

27 мая 2023, 10:54

Персоны

Франция официально запретила короткие перелеты в пользу наземного транспорта в рамках борьбы с вредными выбросами в атмосферу. Правда, на данный момент под запрет попали всего три маршрута, обслуживающие менее 1% всех авиапассажиров страны. Поэтому критики указывают на то, что ощутимой пользы окружающей среде это решение принести не может, а вот пассажирам доставит большие неудобства. Однако в правительстве Пятой республики отвечают: доведя дело до запрета после дискуссий длительностью почти 5 лет, там хотят "дать четкий сигнал всему миру". Тему продолжит собственный корреспондент "Вестей ФМ" в Европе Регина Севостьянова.

Во Франции после нескольких лет жарких дискуссий вступил в силу закон о запрете авиарейсов на короткие расстояния: отмене подлежат перелеты в случае, если путешественникам предложена альтернатива – железнодорожный или автобусный переезд длительностью менее 2.5 часов. Это означает, что под запрет подпадают три маршрута: между Парижем-Орли и Бордо, Нантом и Лионом. На транзитные рейсы мера не распространяется. Еще три маршрута могут быть отменены, если улучшится железнодорожное сообщение: между аэропортом Шарля де Голля в столице и Лионом и Ренном, а также между Лионом и Марселем.

Согласно новому закону, альтернативный транспорт должен быть доступным по ценам, перевозки должны осуществляться между теми же станциями, где находятся аэропорты, переезды должны быть прямыми, осуществляться несколько раз в день.

Франция одобрила законопроект еще в 2021 году, но потребовалось еще два года, чтобы свое мнение высказала Еврокомиссия. В итоге Брюссель заявил: Пятая республика имеет право ввести эту меру при условии, что она "недискриминационная, не искажает конкуренцию между авиаперевозчиками и не является более ограничительной, чем это необходимо для решения проблемы".

Запрет будет действовать на протяжении трех лет, после чего ответственным инстанциям предстоит оценить, какой вклад в дело охраны окружающей среды он внес. Также каждый год будет пересматриваться ситуация с наземным сообщением для принятия решений об отмене других рейсов. Уже подпавшие под запрет перелеты обслуживают менее 1% всех авиапассажиров страны.

Итоговый вариант текста активисты считают бесполезным для климата и неудобным для граждан. Новое законодательство было принято в ответ на предложения Гражданского конвента по климату – своеобразного эксперимента с прямой демократией, запущенного в 2019 году президентом Эммануэлем Макроном. 150 случайным образом отобранных граждан несколько месяцев обсуждали меры по борьбе с изменением климата. Рекомендации Конвента были радикальнее: он предлагал запретить авиарейсы в случаях, когда на поезде можно доехать за четыре часа.

Еще дальше предлагали пойти в Greenpeace: у трети наиболее часто используемых рейсов во всем Европейском союзе есть альтернатива – поездка на поезде, длительностью менее шести часов. Закрытие этих авиамаршрутов могло бы сэкономить 3,5 миллиона тонн выбросов в атмосферу, подчеркивали в организации.

Но действительно ли это много? В 2019 году на сектор коммерческих авиаперевозок всего мира пришлось 900 миллионов тонн CO2. И это лишь 2.5% от общего объема вредных выбросов в атмосферу всей Земли. С тех пор из-за пандемии Covid-19 авиакомпании сократили количество перелетов почти на половину.

На это указывали основные противники законопроекта, среди которых были и Союз французских аэропортов, и Международный совет аэропортов. Выгода от запрета незначительна, а связанные с ним неудобства для пассажиров и транспортной системы велики, убеждали они.

Французские СМИ считают, что на самом деле мера нацелена на владельцев частных самолетов: таких бортов в Пятой республике больше, чем где-либо еще в Европе. На них приписано более 10% всех вылетов, и в половине случаев на расстояния менее 300 миль.

Власти страны уже давно обсуждают возможность введения для владельцев джетов дополнительных налогов и ограничений. Представитель французского правительства по этому поводу высказался так: кабинет министров не хочет, чтобы люди думали, будто между французами делается различие, одинаковых усилий требуют от всех. При этом углеродный след пассажирского самолета по сравнению с тем, что оставляет частный, он назвал «прыжком блохи».

Во Франции меру представляют, как революционную, называя ее первой в мире. На самом деле подобные решения уже принимались и в других странах. В 2020 году по инициативе Austrian Airlines авиаперевозки из Вены в Зальцбург были замечены железнодорожным маршрутом. С 1 мая Finnair не выполняет рейсы из Хельсинки в Тампере и Турку, между этими городами теперь курсируют только автобусы. Испания решила профинансировать из бюджета развитие железных дорог, чтобы в последствии отменить часть рейсов внутри полуострова.

Но параллельно с процессом упразднения коротких перелетов те же страны открывают новые маршруты. Например, гнев экологов вызвало появление авиарейса между испанской Барселоной и французской Тулузой: Vueling планирует выполнять три перелета в неделю по цене от 28 евро в одну сторону. Время в пути составит менее часа. Расстояние между городами по воздуху – 250 км, по земле – 330 км.

В общем, как и объявил Министр транспорта Франции Клеман Бон, новый закон – на данный момент больше политическая декларация, первый шаг на пути борьбы с сокращением вредных выбросов в атмосферу.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация