Картинка

Авторские материалы Деление продуктов к хорошему не приведёт

31 мая 2023, 15:45

Персоны

Понятие "фермерский продукт" могут закрепить законодательно. Это должно пресечь возможное введение в заблуждение потребителя. Кроме того, такие товары будут продвигаться в системе госзакупок для детского и школьного питания. И это – поддержка малого и среднего бизнеса в агропромышленном комплексе. Однако эксперты не считают разделение нужным шагом. Они подчеркивают: вся продукция, производящаяся в нашей стране, должна соответствовать единым стандартам. Вне зависимости от того, сделана она небольшим частным хозяйством или крупным предприятием. О том, как скажется на цене продукта пометка "фермерский", – корреспондент "Вестей ФМ" Марина Костюкевич.

Фермерский мёд, варенье, куры, яйца, ну и, конечно же, фермерское молоко или йогурт. Одно только слово "фермерское", добавленное к названию продукта, может лучше всяких рекомендаций заставить обратить на себя внимание в магазине. И многие производители этим пользуются, вынося на упаковку это определение. Появились даже другие наименования, которые используют слово "ферма" как производное. Недавно на правкомиссии по вопросам АПК и устойчивого развития сельских территорий, где обсуждался вопрос поддержки малого бизнеса в сельском хозяйстве, говорилось о необходимости официального закрепления этого определения.

Однако пока идея не нашла широкой поддержки. Во-первых, непонятно, как это сделать технически, а во-вторых, почему надо отдельно выделять какого-то производителя? Ведь в нашей в стране – единые требования к качеству и стандарты безопасности продуктов, говорит гендиректор "Союзмолока" Артем Белов.

БЕЛОВ: Неважно, где производится продукт – в крестьянско-фермерском хозяйстве или на ферме, или на предприятии АПК. Требования к этим продуктам должны быть идентичны. Рынок – один. И вне зависимости от того, кто произвел продукт, он должен произвести продукт по определенным стандартам качества и безопасности, которые определяет государство. С другой стороны, действительно, понятие "фермерский продукт" размывается. И насколько те продукты, которые попадают к нам на полку, производятся именно фермерами в смысле юридического понятия крестьянско-фермерских хозяйств, это большой вопрос. Насколько его можно решить технически – вопрос дискуссионный.

Действительно, как будет определяться, какой продукт можно назвать "фермерским"? Тот, что произведен частным подворьем, фермером, небольшим предприятием? Если это – пасека с двумя-тремя ульями, то её мёд можно назвать фермерским? И почему недостаточно просто маркировки с указанием производителя, чтобы покупатель понимал: произведено частником. Если на ценниках будут отдельно указывать: "продукт фермерский", будет еще больше путаницы для потребителя. Любой продукт, он, как рыба, должен быть "только первой свежести", и всё, считает защитник прав потребителя, адвокат коллегии "Люди дела" Алишер Захидов.

ЗАХИДОВ: Такая мнимая ложная гордость с указанием: "это – фермерское", это необоснованная градация и никому не нужное деление. Такое выпячивание может лишь, наоборот, ввести в заблуждение потребителя, а не ориентировать его правильно с точки зрения состава и качества. Если состав некачественный, то он некачественный и в сетевом магазине, и в фермерском магазине. Потому я – против такой градации. Ни к чему хорошему она не приведет. Ни к уменьшению цены, ни к увеличению количества, ни к улучшению качества.

Кто выиграет в случае введения понятия "фермерский продукт"? В первую очередь, производители и продавцы. Они получают новый импульс для продвижения товаров. Так, например, фермерские продукты, официально признанные таковыми, могут появиться в школьном питании. Их поставят в перечень товаров для госзакупок. Доступным вариантом сбыта для фермеров становится и онлайн-торговля. А вот выиграет ли покупатель – большой вопрос. Если надпись "фермерский" не добавит цены, то это не страшно, но ведь в этом и суть, что цена-то повысится, скорее всего, говорит директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович.

ОСТАПКОВИЧ: Это просто маркетинговый ход. Здесь нет ценового вопроса. Но психологически, конечно, люди будут покупать фермерский продукт. И на этот продукт, скорее всего, пойдут наценки. Может быть, даже при том же качестве, что делают и агрохолдинги, но наценки пойдут.

Впрочем, говорят фермеры, у покупателя всегда есть выбор – брать фермерскую продукцию, где своя особенная рецептура, или покупать то, что произведено крупными предприятиями по традиционным технологиям. Просто надпись "фермерское" хотя бы приведет в соответствие "де-юре" и "де-факто", убрав с полок продукцию, которая почему-то подается как фермерская, таковой не являясь.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация