Картинка

Авторские материалы Незаконные заправки: почему они появляются

1 июня 2023, 19:06

Персоны

В некоторых российских регионах наблюдается рост числа нелегальных газо- и бензозаправочных станций. Продавая дешевое и некачественное топливо, теневые коммерсанты нарушают все возможные технические регламенты. Поэтому подобные заправки опасны и, по мнению участников топливного рынка, представляют собой "бомбы замедленного действия". В проблеме разбирался корреспондент "Вестей ФМ" Олег Яхонтов.

Переделанные в мобильные заправки "Газели" и старые автобусы можно встретить практически повсеместно. По оценкам экспертов, их число может превышать 1,5 тысячи по стране. Это в среднем от 5 до 10% от общего числа продавцов топлива, в зависимости от региона. Теневые бизнесмены открывают т.н. бензоматы на частных участках и даже муниципальных землях, вывешивая на контейнеры, где спрятаны емкости с топливом, яркие баннеры с низкими ценами на бензин. Правда, как утверждает глава регионального исполкома Народного фронта в Новосибирской области Светлана Заикина, участвовавшая в рейде против нелегалов, качество топлива на таких заправках крайне низкое.

ЗАИКИНА: Вот эту АЗС мы проверяли, и здесь вместо 92-го – 76-й бензин. Собственно говоря, 95-й – это тот же самый 76-й бензин, который с присадками. Поэтому прежде чем заправляться, нужно понимать, что вот это не соответствует действительности от слова абсолютно.

С этим согласны и сами водители, которые вначале среагировали на низкие цены и заправились, но затем зареклись когда-либо это делать.

ВОДИТЕЛЬ: Бензин плохой! "Пальцы" двигателя начинают стучать. Поэтому один раз заправился, и больше нет никакого желания.

Однако спрос все равно есть. Число нелегальных заправок стало расти с конца прошлого года. Причины, по мнению президента РТС Евгения Аркуши, – выгодное соотношение оптовых и розничных цен на топливо и рост затрат на строительство и обслуживание легальных АЗС.

АРКУША: В сегодняшних условиях высокой промышленной инфляции действительно растет все, растут затраты. В то же время установка такой нелегальной заправки – дешевой – и эксплуатация ее абсолютно без соблюдения всех жестких требований, которые предъявляются к АЗС как пожароопасным объектам, естественно, это все упрощает и удешевляет эксплуатацию, и таким нелегалам становится выгодно работать, и эта работа становится для них все более и более эффективной.

По словам официальных продавцов, только одно оформление документов на запуск легальной АЗС может занять до полутора лет и потребует не менее 5 миллионов рублей – это расходы как на техническую сторону вопроса, так и деньги, необходимые на обучение и аттестацию будущих специалистов. Нелегалы ничего этого, разумеется, не делают, и, по словам президента РТС Евгения Аркуши, могут держать низкие цены на бензин.

АРКУША: Они позволяют держать цену на топливо существенно ниже. Эта разница доходит до 5 -7 рублей за литр. Это очень много! И поэтому люди смотрят на цены и заправляются. Наверное, не все, но любители есть.

Также, по мнению экспертов, свою роль сыграл и мораторий на проверки бизнеса: у компетентных органов сократились возможности для надзорной деятельности, когда проверки можно проводить только по предписаниям Генпрокуратуры. Поэтому возможным решением проблемы может стать тесная работа представителей легального бизнеса с прокуратурой и общественниками. Поскольку нелегалам безразличны проблемы безопасности, они часто работают в местах прохождения наибольшего транспортного потока. При возникновении любой экстренной ситуации могут пострадать люди, как это произошло 2 года назад в Новосибирске, когда из-за взрыва на незаконной газовой АЗС травмы разной степени тяжести получили около 60 человек.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация