Научный факт Пандемию отменили. На подходе новая?
Персоны
Вирусы и новая эпидемия. Ждут ли нас в недалеком будущем подзабытые маски и локдауны и какие уроки мы извлекли из ковида? Об этом – в программе "Научный факт".
БЫСТРОВ: Здравствуйте, я – Руслан Быстров. И это программа, в которой мы рассматриваем события и явления с точки зрения науки.
Всемирная организация здравоохранения объявила об окончании пандемии коронавируса. Одновременно ВОЗ предупредила о возможности появления новой, еще более смертельной инфекции. Ждут ли нас в недалеком будущем подзабытые маски и локдауны? Какие уроки мы извлекли из ковида? И почему, собственно, пандемию вдруг решили отменить? Ведь коронавирусом продолжают ежедневно заражаться десятки тысяч людей по всему миру. Об этом мы говорим с кандидатом медицинских наук, инфекционистом, вакционологом, педиатром, главным врачом медцентра "Лидер медицины" Евгением Тимаковым и вирусологом, член-корреспондентом РАН Александром Лукашевым.
ТИМАКОВ: На самом деле, заболевают коронавирусной инфекцией гораздо больше людей, просто не у всех проводится диагностика той самой коронавирусной инфекции. И по клинической картине, по симптоматике то, что мы наблюдаем, действительно встречаются до сих пор и осложнения от коронавирусной инфекции, и это не только пневмония, но и мультисистемный воспалительный синдром бывает. К сожалению, бывают и летальные случаи. Поэтому закрывать глаза на то, что коронавирусная инфекция уменьшилась, ее стало меньше, никаким образом нельзя. Да, действительно она стала протекать в большинстве случаев, у кого есть иммунитет, в более легкой форме, маскируясь под так называемое ОРВИ, но при этом мы видим очень неприятную тенденцию, что коронавирусная инфекция у одного и того же человека может повторяться через полгода, то есть иммунитета хватает не надолго. В связи с этим не очень приятная перспектива, что периодически, вероятно, все-таки коронавирусом будем болеть, как бы он ни мутировал, даже если останется на той стадии, на которой сейчас есть.
БЫСТРОВ: Изменилась ли тактика лечения больных коронавирусом по сравнению с началом пандемии?
ТИМАКОВ: Скажем так, тактика лечения не изменилась по сравнению с выработанными алгоритмами, которые были выработаны на штамм омикрон год назад. То есть в течение года тактика лечения не меняется. А с начала пандемии, естественно, мы с вами пробовали различные препараты, лекарства, потому что неизвестно было, что за вирус, различные подходы были к лечению. Сейчас они стандартизорованы и в ближайшее время не менялись.
БЫСТРОВ: Число заболевших коронавирусов по-прежнему в России каждый день – это тысячи человек, по миру каждый день заболевают десятки тысяч человек. В России каждый день умирают от коронавируса по-прежнему десятки человек, в мире – сотни. Но на этом фоне ВОЗ отменяет пандемию по коронавирусу. В чем логика такого решения, и насколько это оправдано, по-вашему?
ЛУКАШЕВ: На мой взгляд, решение вполне оправданное: отменять можно было уже несколько месяцев назад, но ВОЗ перестраховывался. Коронавирус перестал определять нашу жизнь. То есть заболеваемость есть, к сожалению, и люди продолжат болеть и умирать. Но как у нас есть грипп, который где-то продолжается на каком-то уровне каждый год, так же у нас теперь будет с нами и коронавирус. Поэтому никакой необходимости определять это официально как пандемию я не вижу.
БЫСТРОВ: А что значит отмена пандемии на практике?
ЛУКАШЕВ: На практике нет такого какого-то строгого определения пандемии, то есть это не значит, что страны должны автоматически вводить или отменять какие- то правила, это все на усмотрение национальных систем здравоохранения. Скорее это такой символический жест, который позволяет уже другим на местах (другим странам, другим министерствам здравоохранения) скорректировать свои политики, имея в качестве дополнительного аргумента мнение Всемирной организации здравоохранения.
Полностью слушайте в аудиоверсии!
Научный факт. Все выпуски
- Все аудио
- Научный факт