Научный факт Развитие беспилотной авиации: перспективы

16 июня 2023, 22:15

Персоны

Как беспилотники используются в бою, как развивается беспилотная авиация? В "Научном факте" – военный эксперт Леонков Алексей, директор Высшей школы программной инженерии МФТИ Алексей Малеев, автоэксперт Антон Чуйкин.

БЫСТРОВ: Это программа, в которой мы рассматриваем события и явления с точки зрения научно-технического прогресса. Роботы еще не захватили мир, но уже захватили информационное пространство последней недели. Выступая на Петербургском экономическом форуме, Владимир Путин призвал активнее привлекать роботов и искусственный интеллект к производствам. В качестве успешных примеров внедрения технологий президент назвал "Яндекс", запустивший беспилотное такси, и "КамАЗ", чьи беспилотные грузовики на этой неделе начали курсировать по трассе "Нева". А в начале недели глава государства поручил интегрировать беспилотники в воздушное пространство страны. О настоящем и будущем робототехники говорим в этой программе.

Начнем с дронов. Число их производителей в России постепенно растет. На этой неделе объявлено, что БПЛА будут делать в Ульяновске и Калуге. В эту сферу постепенно приходят и частные компании. Какими беспилотниками сейчас обладает Россия? Могут ли они конкурировать с зарубежными аналогами? Есть ли в нашей стране эффективные средства противодействия дронам? Говорим об этом с военным экспертом издания "Арсенал Отечества" Алексеем Леонковым.

ЛЕОНКОВ: Специальная военная операция показала, что беспилотники требуются всех классов – от сверхмалого, который используется при решении тактических задач во время городского боя, до стратегических, которые могут получать информацию, используя, как говорится, радиотехнические средства, смотрящие на большую глубину за линию боевого соприкосновения.

БЫСТРОВ: Если сравнивать все эти аппараты с зарубежными аналогами, как выглядит Россия?

ЛЕОНКОВ: Вы знаете, если где-то еще 3 года назад Россия выглядела в качестве догоняющей по боевому применению беспилотников в ходе боевых действий,.. сейчас, если говорить, то большинство беспилотников уже производится серийно.

БЫСТРОВ: На этой неделе на российских дорогах появились первые беспилотные "КамАЗы". Из Петербурга в Москву по скоростной трассе М-11 выехали три грузовика, которыми полностью управляет автоматика. Да, для подстраховки в кабине пока еще присутствует человека, но это пока. Безопасны ли такие беспилотные машины? Что будет, если она совершит ДТП? И когда все мы пересядем с водительского сиденья на пассажирское? Говорим с автоэкспертом Антоном Чуйкиным.

ЧУЙКИН: Этот проект, к нему довольно долго шли, потому что нужны были машины, нужен был (между прочим, довольно сложная штука) экспериментальный правовой режим, чтобы он был установлен. Ну и, конечно, нужна была подготовка дороги в определенном смысле, потому что, например, мы на М-11 имеем цифровой двойник дороги так называемый для того, чтобы автомобиль без водителя живого, а с водителем неким роботом, некой электронной системой мог по соответствующей дороге иметь все ориентиры. Поэтому вот пока такая экспериментальная эксплуатация начинается, мне очень интересны ее результаты, потому что здесь есть как определенные, конечно же (и сейчас это очень хорошо видно), успехи. Так и понятно, что любой эксперимент, он в том числе направлен на то, чтобы понять, какие еще будут проблемы, и решить их еще до начала массовой коммерческой эксплуатации.

БЫСТРОВ: Пророчества писателей-фантастов, в которых мир захватывают роботы, похоже, начали сбываться. Пора ли уже бить тревогу и ограничивать разработку подобных технологий? Или нам, людям, нужно принять, что прогресс не остановить, надо просто научиться в новой реальности жить. Размышляем вместе с директором Высшей школы программной инженерии МФТИ Алексеем Малеевым.

...

МАЛЕЕВ: Любой механизм, любой алгоритм, он живет в заданных рамках. Вот человек его программирует, он создает, туда какие-то модели закладывает. За пределы их этот автомат выйти не может. Может ли искусственный интеллект вывести нас на принципиально следующий уровень? Вот кажется, что нет, потому что так или иначе, насколько бы много он информации не освоил, он принципиально новые не генерирует знания, он качественно обрабатывает, анализирует все, что уже было. Но выйти за пределы – невозможно, для этого нужно принципиальный другой сделать скачок. И мое мнение, что это все же за человеком эта роль, а не за машиной.

Полностью слушайте в аудиоверсии!

Научный факт. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Научный факт

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация