Наша Арктика Где в Арктике зарыто наше экономическое будущее
Персоны
Какие отрасли экономики перспективно развиваются в российской Арктике? Инвестиции в экономику Арктики. Социальная политика крупных компаний, работающих на Севере.
САФАРОВ: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. В эфире "Вести ФМ" программа "Наша Арктика". В студии Марат Сафаров.
Мы часто в нашем проекте говорим с экспертами о том, что Арктика – один из наиболее перспективных с разных точек зрения регионов мира. Здесь находятся колоссальные запасы полезных ископаемых, и большая часть – на территории и шельфе нашей страны. По мере изменения климата ледники отступают, возможности добычи растут. И не только это, и социальная история, и социальная повседневность и будущее Арктики тоже в центре внимания. И вот детально об экономическом потенциале российской Арктики мы сегодня поговорим с нашим гостем – Сергеем Михайловичем Никоноровым, доктором экономических наук, директором Центра исследований экономических проблем развития Арктики экономического факультета МГУ имени Ломоносова и экспертом проектного Офиса развития Арктики по устойчивому развитию. Сергей Михайлович, приветствуем вас в эфире "Вести ФМ".
НИКОНОРОВ: Добрый день.
САФАРОВ: Сергей Михайлович, ну, может быть, начнем с азов. Какие на сегодняшний момент в текущем году перспективные направления экономического развития Арктики существуют именно на перспективу, может быть, среднесрочную. И желательно по отраслям, чтобы нам было понятно, где, значит, зарыто наше будущее экономическое.
НИКОНОРОВ: Арктику на сегодняшний день, если мы говорим о российской Арктике вообще, то есть, конечно же, ассоциируют в первую очередь с нашими запасами углеводородов, которые там есть. Это и запасы нефти, газа, это и запасы угля. Но не только это. Мне кажется, уже в среднесрочной перспективе нам можно развивать и углублять вопросы, связанные с рыболовством; вопросы, связанные с морским туризмом; вопросы, связанные вообще с перевалкой грузов и с таким элементом, как транспортная логистика (поэтому мы и говорим о развитии Северного морского пути). И вообще вопросы, связанные и даже с морскими биотехнологиями. И достаточно большой спектр тут отраслей, которые к этому можно причислять.
САФАРОВ: Вот сразу же о рыболовстве хотел уточнить. Существуют определенные, насколько я понимаю, ограничения на сегодняшний момент, связанные с выловом рыбы. Насколько они широки, они, ну что называется, всю Арктику охватывают, или они региональные?
НИКОНОРОВ: Вы знаете, Арктика, арктическая зона Российской Федерации, очень большая. Если мы говорим, это же от Мурманска, от Мурманской области до Чукотки. И поэтому во всех аспектах, о которых говорят, ограничения есть региональные, не федерального значения. Поэтому надо здесь точечно смотреть, где у нас есть проблема, а где потенциал развития.
САФАРОВ: Да, это очень важно. Вот, готовясь к нашей сегодняшней встрече, я прочитал очень интересную вашу статью, где развивается тема концепции синей экономики. Мы знаем о том, что есть зеленая экономика, о ней много говорилось и говорится. Вы там выделяете и красную экономику. Вообще давайте вот к этому светофору более детально обратим внимание наше и наших слушателей. И подробнее, что такое синяя экономика применительно к Арктике, на ваш взгляд, и какие у нее перспективы?
НИКОНОРОВ: Ну, давайте все по порядку. Спасибо, что ознакомились с моей статьей. На самом деле тема синей экономики – это очень интересная тема, на мой взгляд, она очень актуальна на сегодняшний день. Ну, первое. Красная или коричневая экономика (о ней по-разному говорят, но это одно и то же) – здесь только направлены усилия на углеводороды. И в контексте устойчивого развития очень слабое восприятие идет экологическое и социальное, только экономическая часть. Что касается зеленой экономики, там включаются и экологические аспекты, и отдельные аспекты социальные. Но здесь очень сложно с зеленой экономикой, потому что здесь нужны крупные большие инвестиции...
Полностью слушайте в аудиоверсии!