Наша Арктика Моногорода как опорные точки освоения Арктики
Персоны
САРАЛИДЗЕ: Здравствуйте, уважаемые слушатели. В студии "Вестей ФМ" – Марат Сафаров и Гия Саралидзе. Марат, приветствую.
САФАРОВ: Приветствую, Гия.
САРАЛИДЗЕ: Продолжаем мы наш проект, посвященный Арктике. И сегодня хотим поговорить о теме (довольно болезненная на самом деле, но важная) – это моногорода в Арктике. Города такие – это, конечно, наследие советской эпохи, но вот именно эти города всегда были такими базовыми, опорными точками для освоения Арктики. Вообще города – это опорные точки для любой цивилизации, но в том числе и для исследования, особенно экономического освоения.
САФАРОВ: Напомним, что моногород – это населенный пункт, основанный обязательно при градообразующем предприятии. Часто бывает, что оно не одно, это не обязательно прямо вот город-завод, несколько может быть. Но, как правило, все-таки они объединены одной отраслью, и обеспечивается город по такому замкнутому циклу – производство и трудовые ресурсы. Чаще всего большинство там приезжие, то есть они приехали, получив образование, для того, чтобы на этом предприятии работать.
Здесь вообще надо сказать, что когда мы в нашем проекте встречались с коллегами-экономистами, и они участвовали уже в проекте "Наша Арктика" неоднократно, речь шла о том, что разные существуют модели экономического освоения Арктики с точки зрения трудовых ресурсов. Вахтовый метод, о котором нам многие говорили в 90-е годы, что вот только он единственно правильный, потому что так делают в Канаде, потому что так делают в Штатах, и наш принцип, который, конечно, достиг расцвета в Советском Союзе, но корнями-то он уходит еще в старую русскую промышленность. Пусть она была не арктической в значительной мере, а уральская, например, но вот эти заводские города, основанные в петровскую эпоху, а также, когда большие промышленники наши – Демидовы, Строгановы – строили города при своих предприятиях, это тоже в какой-то степени моногород. И надо ведь сказать, что и император великий Петр, и вот эти вот предприимчивые люди – первые русские капиталисты еще до русского капитализма, они же ведь рассматривали эти города не только с точки зрения извлечения прибыли, но и то, о чем Гия сказал, стратегически мыслили. То есть как город, который какую-то определенную политическую функцию несет.
САРАЛИДЗЕ: Потому что он геополитическую, я бы сказал, несет на себе нагрузку. И понятно, что моногорода (вот то, о чем Марат сказал), которые фактически строились вокруг одного предприятия во времена и 90-х, и потом нулевых, когда экономические кризисы 2008-2009 года случились, вообще показало хрупкость этой экономической модели. Хотя понятно, если бы уже тогда заглядывали чуть дальше, было понятно, что помимо экономической функции, которую несут эти поселения и города, они, конечно, имеют стратегическое значение для нашей страны.
Полностью слушайте в аудиоверсии!