Авторские материалы ОСАГО и Гражданский кодекс: можно ли получить компенсацию по расторгнутому страховому договору
Персоны
Верховный суд рассмотрит изменения в правилах ОСАГО. Истец хочет получить компенсацию от страховой. Она попала в ДТП с машиной, которой управлял бывший таксист, с которым страховая разорвала договор еще до аварии. Пострадавшая настаивает на том, что договор разрывать было незаконно, а значит, компенсацию ей должны выплатить. В подробностях дела разбирался корреспондент "Вестей ФМ" Александр Ельшевский.
Авария произошла еще несколько лет назад. Виновником оказался бывший таксист. Но получить компенсацию в размере 100 тысяч рублей женщина-истец не смогла. Выяснилось, что страховая фирма расторгла договор в одностороннем порядке из-за того, что водитель при заключении не сказал, что занимается извозом. И к моменту ДТП договор уже несколько месяцев как не действовал. И тогда москвичка обратилась с претензией, говоря о том, что такое расторжение противоречит законам России, а значит, ущерб ей все же должны возместить. Управляющий партнер компании "Скрипченко и партнеры", юрист Виктор Скрипченко говорит, что это была, скорее, вынужденная мера.
СКРИПЧЕНКО: Взыскать с юридического лица значительно проще, чем с физического, который может быть даже не гражданином.
Пострадавшая утверждает, что к тому времени, когда страховая расторгла договор под предлогом того, что таксист скрыл свой род занятий и заплатил по более низкому тарифу, виновник аварии уже не имел лицензии. А значит, пункт правил страхования 1.15, на основании которого разорвали договор, – из-за сокрытия сведений – вступил в противоречие с Гражданским кодексом. Его статья 944 не разрешает страховщику признавать договор страхования недействительным, "если обстоятельства, о которых умолчал страхователь, уже отпали". Таксист, ставший виновником ДТП, лишился лицензии таксиста в июле 2019 года, а полис отозвали в декабре. Это и есть "обстоятельства, которые отпали", считает истец.
В данных обстоятельствах шансов получить возмещение именно со страховой немного, считает адвокат Коллегии адвокатов "Люди Дела" Алишер Захидов.
ЗАХИДОВ: Перспективы взыскать со страховой нет, у водителя фактически не было ОСАГО, а значит, он не имел право вообще управлять. Тут на нем – полная ответственность, и с него нужно взыскивать.
Страховая компания подчеркивает, что уведомила водителя о досрочном расторжении, а значит, он вполне понимал, что ездит без ОСАГО. В данном случае все произошло согласно правилам, считает юрист Виктор Скрипченко.
СКРИПЧЕНКО: Страховая действовала правильно и уведомила о расторжении, когда узнала обстоятельства, и вполне имела на это право.
Ответчиком в иске выступает Центробанк, который утверждает правила и должен проверить такую коллизию, разъяснив подобные моменты. Если бы подобное уже было в правилах ОСАГО, страховщик не смог бы отозвать полис, а истец получила бы компенсацию ущерба, следует из дела. Адвокат Алишер Захидов говорит, что проблема шире и нужно менять систему контроля за тысячами таксистов, которые не соблюдают правила.
ЗАХИДОВ: Проблема большая. Часто виновник – просто гастарбайтер, с которого и не взыскать ничего. ГИБДД контролирует все слабо.
Банк России представит свою позицию во время судебного заседания. В Российском союзе автостраховщиков (РСА) считают, что правила ОСАГО не противоречат Гражданскому кодексу. А недействительность договора, когда он признается недействительным с даты заключения, и досрочное прекращение действия договора, которое вступает в силу с даты расторжения, – разные понятия.