Хай-тек "Солнечную фуру" придется часто мыть
Персоны
Рубрика Николая Гринько на "Вестях ФМ".
Шведский автопроизводитель Scania представил гибридный грузовик, оснащённый прицепом с солнечными панелями. Автомобиль уже прошёл испытания на дорогах общего пользования, и теперь Scania планирует масштабировать технологию для использования на коммерческом транспорте. Общая площадь солнечных панелей, размещённых на бортах и крыше прицепа длиной 18 метров, равна 140 м2. Энергия, вырабатываемая солнечными панелями, обеспечивает грузовику прибавку хода до 5 тысяч километров в год в Швеции, хотя в странах с большим количеством солнечного света, таких, как Испания, этот показатель удвоится. Исследователи полагают, что в дальнейшем выработку солнечной энергии можно будет увеличить вдвое за счёт использования новых перовскитных фотоэлементов.
Коллектив редакции нашей программы поясняет. Компания построила фуру с большим прицепом, борта и крыша которого оклеены солнечными панелями. Они собирают энергию солнечного света, превращают ее в электричество и передают в энергосистему тягача. Концепт кажется настолько логичным, что впору удивляться, почему никто до сих пор до этого не додумался – Scania утверждает, что это первый в мире подобный проект. В самом деле: размещать солнечные батареи на корпусе электролегковушек пробуют уже довольно давно, но их общая площадь получается не настолько большой, чтобы давать серьезное количество энергии. Площадь бортов и крыши у фуры – намного больше, а значит, и энергоэффективность будет выше.
Но наша редакция привыкла во всем искать подвох, не стал исключением и этот случай. Начнем с того, что 140 кв.м. солнечных панелей и собственный аккумулятор системы – это приличный дополнительный вес, который приходится тянуть грузовику, и часть собранной солнечной энергии будет тратиться на перемещение этого груза. Кроме того, мы посмотрели статистику солнечных дней в Швеции, и их оказалось не слишком много – например, в Стокгольме даже в июне их всего 15, а в ноябре – вообще 3. Шведские инженеры утверждают, что их детищу все эти ограничения нипочем, и у нас нет оснований им не верить. Но есть и еще одна особенность, о которой никто не вспоминает: это все-таки грузовик, который будет очень много ездить и постоянно покрываться пылью. Согласно некоторым исследованиям, тонкий слой пыли способен снизить эффективность солнечной панели почти на треть, а если пыли будет очень много – то вообще до нуля. "Солнечную фуру" придется либо постоянно мыть, либо придумывать системы очистки, на которые тоже будет тратиться энергия, да и собственный вес у них тоже есть. Мы, конечно, не утверждаем, что вообще ничего работать не будет – в конце концов, испытания прошли успешно. Но хочется посмотреть, что из этого получится в условиях реальных рейсов. Может быть, в Швеции вообще никакой пыли нет. Хотя…