Хай-тек Робот-червь прикидывается шлангом
Персоны
Рубрика Николая Гринько на "Вестях ФМ".
Инженеры компании GE Aerospace Research разработали гибкого робота-червя Sensiworm, предназначенного для оценки технического состояния самолетов. Робот передвигается с помощью двух присосок, сокращая корпус, как гусеница. Он заползает внутрь авиационных двигателей и перемещается там, передавая изображение оператору со встроенной камеры. Кроме того, прототип оснащен самыми разными датчиками. Например, он выявляет утечки газа и измеряет толщину термобарьерных покрытий на деталях двигателя. Инженеры работают над созданием модернизированной версии, оснащенной манипуляторами и инструментами – она сможет самостоятельно ремонтировать небольшие повреждения.
Коллектив редакции нашей программы уже давно не возмущается тем, что сегодня роботами называют все что угодно – от кусочков композита с памятью формы до металлических фигурок, которых перемещают вручную с помощью магнитов. К этому мы давно привыкли. К Sensiworm мы хотели бы придраться по другому поводу. Сам робот напоминает кусочек гофрированного пластикового шланга (из которого он, судя по всему, и сделан). В передней и задней части корпуса закреплены две вакуумные присоски, направленные вниз. Закрепляясь на поверхности то одной, то другой присоской и сокращая корпус, робот ползает по гладким деталям двигателя и осматривает их с помощью камеры и встроенного фонарика. Это действительно очень хорошая идея для инспекции сложных механизмов. Но если внимательно изучить демонстрационное видео, то можно обнаружить, что в нем показывается не один, а несколько прототипов. Там, где червяк ползает по сложным поверхностям и преодолевает искусственный лабиринт, он действительно выполняет все действия автономно, хоть и под управлением оператора. Но там, где он передает картинку со встроенной камеры, за ним тянется толстый шлейф из проводов и, кажется, даже трубок гидравлической (или вакуумной) системы.
То есть пока прототип не может самостоятельно обеспечивать работу бортового оборудования – ему требуется внешнее питание, управляющие сигналы, да еще и подача сжатого воздуха. Такая неавтономность очень сильно ограничивает возможность робота проникать внутрь механизмов. К тому же двигается червяк очень медленно – все кадры с ним довольно сильно ускорены. А в остальном проект очень интересный – судя по видеоролику, Sensiworm способен ползать даже по вращающимся вертолетным лопастям, правда, скорость вращения должна быть невысокой. Со временем от проводов можно будет избавиться, и робот будет передавать картинку с камеры по радиоканалу. Интересно, не будут ли металлические детали авиадвигателей экранировать радиоволны? Вряд ли разработчики об этом не подумали. Хотя…