Авторские материалы Главная причина повышения тарифов такси – дефицит исполнителей
Персоны
Несмотря на вступление в силу нового закона "О такси", официальные разрешения на работу получили всего около 5% водителей в регионах. Тем не менее цены на такси уже начали расти. В причинах разбирался корреспондент "Вестей ФМ" Олег Яхонтов.
Цены на такси в российских регионах начали расти еще в конце августа, что многие связывали как с сезонным фактором, так и со вступлением в силу с 1 сентября нового закона, который призван навести порядок в сфере таксомоторных перевозок. В документе предписывается создание официальных реестров агрегаторов, перевозчиков и машин легковых такси, куда отныне не должны попасть водители с судимостью или злостные нарушителям ПДД. Однако, по словам самих же таксистов, во многих городах система учета пока не заработала.
ВОДИТЕЛЬ ТАКСИ: Может быть, в Москве это работает, у нас пока никакой базы данных нет. Нам говорили, что с 1 сентября будет база данных, но мы ее пока не видели.
Тем не менее цены на такси в среднем выросли в полтора-два раза в зависимости от региона, что подтверждают пассажиры.
ПАССАЖИРЫ: Это ужасно, потому что нам нужно нормальную цену! А сейчас опять дорого все. Очень плохо, потому что часто езжу на такси с ребенком. Раньше я могла за 100-200 рублей доехать от центра до дома, а сейчас где-то 400 в среднем.
По словам председателя общественного совета по развитию такси Ирины Зариповой, на стоимость поездки в такси влияет целый ряд факторов, и требования нового закона – лишь одни из них.
ЗАРИПОВА: Конечно, учитывается и повышение стоимости автомобиля, и то, что обязательно страхование ОСАГО за последний год 3 раза поднимало тарифы; нельзя не учесть рост бензина, метана и дизельного топлива – это тоже все играет роль. И, наверное, самая главная причина повышения тарифов на услуги такси – это дефицит исполнителей.
С последним утверждением согласны и сами водители такси, многие из которых не исключают смену работы. Все пункты закона выполнить сложно, а главное – очень дорого. Например, приобрести специальный полис ОСАГО.
ВОДИТЕЛЬ: Как говорится в новом законе, нужно обязательно делать страховку ОСАГО для таксистов, а она для многих неподъемная – от 50 до 100 тысяч.
В результате водителю остается либо работать себе в убыток, причем используя собственную машину, либо, по словам одного из таксистов, поднимать цену.
ВОДИТЕЛЬ: Агрегаторы начинают потихоньку поднимать цены, потому что отток водителей идет, люди просто не могут себе позволить. Таксопарки тоже банкротятся, потому что обслуживать машину сейчас очень дорого – запчасти выросли.
Проблемы возникли и с системой подачи самозанятыми заявлений за разрешениями работать таксистами через "Госуслуги". Квалифицированная электронная подпись оказалась далеко не у всех. Хотя, по словам председателя общественного совета по развитию такси Ирины Зариповой, новый закон как раз призван вывести на рынок законопослушных ответственных водителей.
ЗАРИПОВА: Закон в первую очередь запускает на рынок физических лиц, т.е. дает им возможность легальной подработки. И, наверное, это самый главный вектор легализации, потому что сегодня физические лица также работают в такси, но делают это со статусом нелегала.
Впрочем, этот статус пока во многих регионах остается определяющим среди таксистов. Разрешения пока получили всего около 5% водителей. Если их доля будет расти медленно и незначительно, а закон будет исполняться, как положено, то пассажиры должны быть готовы к повышению цен на такси в 3-5 раз. Пока на внесение данных всех агрегаторов, таксопарков и водителей в реестры есть 2 месяца. За это время все звенья системы таксомоторных перевозок должны быть скорректированы и полноценно заработать. Этого ждут и водители, и пассажиры.