Авторские материалы Почти автомобиль: власти обосновали повышение штрафов для СИМ
Персоны
Штраф за вождение электросамоката в нетрезвом виде предлагается увеличить в 30 раз. Законопроект о серьезном ужесточении санкций в отношении водителей средств индивидуальной мобильности уже готов к рассмотрению и может быть внесен в Государственную думу уже осенью. С текстом познакомился корреспондент "Вестей ФМ" Олег Яхонтов.
По сравнению с предыдущими вариантами, подготовленный в Совете Федерации документ предполагает штраф за езду на электросамокате в нетрезвом виде в размере от 20 до 30 тыс. рублей, фактически уравняв ответственность по уровню санкций с автолюбителями. Однако, по мнению руководителя объединения пользователей СИМ "Центр индивидуальной мобильности" Михаила Денисова, штрафы должны зависеть, в первую очередь, от стоимости транспортного средства. Автомобиль, в отличие от электросамоката, в разы дороже, мощнее и быстрее.
ДЕНИСОВ: Электросамокат по стоимости можно приравнять, наверное, к дорогому или среднему велосипеду. И, соответственно, штраф должен быть соизмерим с техникой, которая попадает в эту ценовую категорию.
С этим утверждением авторы законопроекта не согласны. По их мнению, управление электросамокатом или велосипедом происходит при достаточно высоких рисках столкновения с пешеходами, отсюда – и более серьезная общественная опасность при нарушении ими правил. По словам вице-президента Национального автомобильного союза Яна Хайцеэра, ужесточение ответственности необходимо, поскольку все водители СИМ так или иначе используют для езды тротуар, где пешеход должен быть в приоритете, но при этом подвергается опасности.
ХАЙЦЕЭР: При столкновении самоката или велосипеда с идущим пешеходом, а как правило, это происходит в спину, падение пешехода может быть весьма фатальным. А он не может идти по тротуару, как по минному полю, у него нет зеркал заднего вида.
Если водитель электросамоката или велосипеда, заподозренный в употреблении алкоголя, откажется от медицинского освидетельствования, то его оштрафуют на сумму до 30 тыс. рублей. За превышение скорости предполагается материальная ответственность до 5 тыс., за катание на электросамокате вдвоем или втроем можно расстаться с 3 тыс. рублей. Причем если пассажиром будет ребенок, то штраф увеличивается до 5 тыс. рублей. Также в законопроекте появилось наказание за причинение легкого и среднего вреда здоровью со стороны электросамокатчика или велосипедиста. Если речь идет о легком вреде, то штраф может составить от 2 тыс. до 5 тыс. рублей. От 10 до 15 тыс. рублей придется заплатить за причинение вреда средней тяжести. Если водитель СИМ покинет место ДТП, то его оштрафуют на 5 тыс. рублей, а неостановка по требованию сотрудника ГИБДД грозит санкцией от 500 до 800 рублей. Пока же, по словам руководителя рабочей группы "Защита прав автомобилистов" Петра Шкуматова, ответственность для водителей СИМ символична и недостаточна – от 800 до 1500 рублей.
ШКУМАТОВ: Если говорить про ответственность водителей электросамокатов и подобных гаджетов, то, напомню, их приравняли к транспортным средствам, они есть в ПДД. Безусловно, ответственность должна быть сопоставима с ответственностью автомобилистов.
Однако, по мнению экспертов, введение высоких штрафов кардинально не решит проблему, пока, по словам вице-президента Национального автомобильного союза Яна Хайцеэра, нет системы контроля, видеофиксации и идентификации нарушителей.
ХАЙЦЕЭР: Вопрос же не только в сумме этого штрафа, вопрос в действенности этого штрафа и реализации. То есть насколько действенная эта репрессивная мера. На сегодняшний день она не работает. Ни маленькая сумма, ни большая сумма. Потому что идентификации СИМ нет, номеров, соответственно, нет, и камеры на тротуаре ничего не отслеживают.
Пока законопроект отправлен на согласование в правительство. При положительном заключении кабмина документ может быть внесен на рассмотрение депутатов уже в осеннюю сессию.