Картинка

Авторские материалы Правительство проконтролирует цены на АЗС

2 октября 2023, 14:12

Персоны

Снижение цен на топливо уже заметно в мелком опте, заявили в правительстве. А сейчас это снижение должно добраться и до розничных АЗС. Конъюнктуру цен изучил корреспондент "Вестей ФМ" Сергей Гололобов.

Снижение биржевых цен на светлые нефтепродукты на 16-20 процентов – факт, который фиксируют все профильные аналитические службы. Это стало следствием введенного 21 сентября почти полного запрета экспорта бензина и других видов топлива. Дело теперь – за розницей. Правительство будет за этим следить, сообщил в эфире программы "Москва. Кремль. Путин" на телеканале "Россия" вице-премьер Александр Новак.

НОВАК: Потому что существует лаг, между тем как покупают нефтепродукты на бирже и продают уже потребителям непосредственно. Поэтому я уверен, что практически во всех субъектах мы увидим уже положительный эффект по снижению мелкооптовых цен. Что касается цен на АЗС, поручено и Федеральной антимонопольной службе, и Минэнерго обеспечивать постоянный контроль по заправкам. Особенно по независимым – тем, кто покупает на бирже нефтепродукты, а не производит самостоятельно на собственных НПЗ. Эта работа будет правительством контролироваться.

В Москве и области – больше всего сетевых АЗС. Названия у них обычно – такие же, как и у материнской компании, например, "Роснефть", "Лукойл", "Татнефть" и так далее. Но если брать по всей стране, то независимых – больше. Более чем в два раза. Держать и даже снижать розничные цены вертикально интегрированным холдингам в чем-то проще. Так как они могут основную прибыль получать из других бизнесов, например, добычи и переработки нефти, поясняет руководитель Центра анализа стратегий и технологий развития ТЭК Российского государственного университета нефти и газа им. Губкина Вячеслав Мищенко.

МИЩЕНКО: Вертикально – интегрированные компании, они крупные. Они могут себе позволить, учитывая структуру своего бизнеса, работать на внутреннем рынке в рознице в этих непростых условиях, где периодически оптовая цена – выше, чем цена в розницу. Вот представьте себе такого уровня искажения рыночные. То есть вертикально-интегрированные компании могут сбалансировать свой денежный поток, ну и, соответственно, в какие-то периоды не обращать внимание на вот эти диспропорции в ценах между оптовым и розничным рынком и вообще на убыточность некоторых категорий в отдельные периоды.

И даже если АЗС сетевых брендов работают по франчайзингу, то всё равно они могут закупать бензин по внутрикорпоративным ценам. Независимые же АЗС принадлежат частным трейдерам. И у них, как правило, нет другого источника прибыли, кроме как торговли бензином в розницу. Они покупают топливо крупным оптом, например, на тех же биржах. И продавать ниже биржевой либо крупноптовой цены не могут. Иначе уйдут в минус и разорятся. То есть на сегодняшний день, по идее, цены на независимых заправках должны быть выше.

Так ли это на самом деле? Для примера возьмем сетевую "Роснефть" и независимую ОРТК. У неё 92-й стоит 55.95. И цена на всех АЗС – единообразна. У "Роснефти" ценовая политика – гибче. В дальнем Подмосковье на некоторых заправках 92-й стоит 48.45. Но даже в Москве выше, чем 50.35, не увидел. И, кстати, за неделю, чему я сам свидетель, цена снизилась. На моей любимой заправке "Роснефть" цена 92-го была 49.95, а стала 49.55. Если же сравнивать с ОРТК, то у нее литр 92-го в среднем – более чем на 5 рублей дороже, чем у "Роснефти".

Еще пример: "Лукойл" и независимая "Транс-АЗС". На ее заправках цены – разные. Но в среднем можно взять цифру – 51.40. У "Лукойла", опять же, в среднем, – на рубль дешевле. Разница – уже не такая заметная. Но все вышеприведенные примеры касаются столичного региона, где жесткая конкуренция и резко задирать цены невозможно, иначе никто покупать не будет. В других регионах на топливных рынках независимые АЗС лидируют и могут в качестве монополистов держать любые цены. Их, скорее всего, и будет усиленно контролировать правительство.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация