Авторские материалы Репутация дороже: как научить маркетплейсы выполнять все условия сделки

11 октября 2023, 16:19

Персоны

Покупатель, оплативший товар на маркетплейсе, имеет право требовать его получения. Даже если продавец готов вернуть деньги. Такое разъяснение дал Верховный суд России, пересмотрев итоги спора крупного онлайн-магазина и недовольного его работой покупателя. О реальных правах покупателей в маркетплейсах и как их могут нарушать – корреспондент "Вестей ФМ" Марина Костюкевич.

Очередная история о неуважении магазина к покупателю. Началась она с покупки чая в крупнейшем в России маркетплейсе. Человек заказал чай, оплатил его и не дождался. Уже на следующий день после оформления сделки продавец в одностороннем порядке аннулировал сделку и вернул деньги без объяснения причин.

Покупатель выставил продавцу претензию с просьбой привезти ему чай. И опять получил отказ. Основания – условия продажи, которые позволяют онлайн-площадке аннулировать договор, уведомив клиента. Например, если нет нужного продукта в наличии.
Возмущенный покупатель подал иск в суд.

Три местных суда частично удовлетворили требования. Аннулирование заказа признали недействительным. Как указали суды, "лицо, которое заключило публичный договор, не может отказаться от его выполнения, если у него есть возможность передать товар потребителю. А продавец может не исполнить сделку только в случае, если покупатель что-то нарушил". Здесь такого не было. Говоря простым языком, покупателя заманили интересным предложением, получили с него деньги, а потом передумали продавать и отыграли назад. На юридическом языке это – нарушение договора оферты, поясняет председатель Союза потребителей России Петр Шелищ.

ШЕЛИЩ: Покупатель, оплатив покупку, акцептировал эту оферту продавца, тем самым вступил с ним в договорные отношения. А дальше по Гражданскому кодексу продавец обязан сделать то, что нужно по договору. Если случилось что-то, что не позволяет исполнить эти обязательства, продавец должен обратиться к покупателю, предложив ему изменить договор. Или расторгнуть договор. А дальше – воля покупателя, согласиться или нет.

В нашем случае покупатель требовал продать ему чай даже после того, как ему вернули деньги. Продавец в ответ указывал, что подобный чай не эксклюзивный и его можно купить в другом месте, но покупатель был непреклонен. Кроме того, он выставил жесткие требования о компенсации. 10 тысяч рублей "за применение условий продажи товаров, которые нарушают его потребительские права". Еще столько же – за пренебрежение его интересами и разрыв договора купли-продажи. А еще компенсацию за срыв сроков передачи товара. Плюс штраф и моральный ущерб. Суды суммы, запрошенные истцом, сильно снизили. И постановили, что "нельзя заставлять продавца передавать ему чай, поскольку покупателю вернули деньги за товар".

Покупатель не согласился с этим и пошел в Верховный суд. И суд высшей инстанции встал на сторону этого гражданина. Он отменил акты апелляции и кассации и направил дело на новое рассмотрение. А значит, судам придется пересмотреть свои предыдущие решения в пользу покупателя. Почему так однозначно суд защищает потребителя? Потому что в этом споре по рыночной силе он – гораздо слабее продавца, на что прямо указывает Закон о правах потребителя, поясняет Петр Шелищ.

ШЕЛИЩ: Потребитель не располагает профессиональными знаниями о товаре в условиях сделки, которыми располагает его контрагент. Это – более слабая сторона в договоре.

Это очень важный и принципиальный момент. И суть здесь – не в пачке чая, которую не захотели продать, а в принципе, указывают защитники прав потребителя. Исходя из этой истории, у продавцов на маркетплейсах в том числе не будет больше соблазна выставить товар за одну цену, узнав таким образом спрос, а затем увеличить в ходе сделки цену. Так делают многие продавцы в онлайн-магазина. Но кто-то возразит: продавец своим товаром может распоряжаться, как хочет. Нет, он должен выполнять условия уже заключённой сделки, а не менять их на ходу, на что и указал Верховный суд, замечает Петр Шелищ.

ШЕЛИЩ: Надо помнить, что предпринимательская деятельность – это деятельность, связанная с риском. Именно за это в том числе предприниматель получает свою прибыль. И эти риски должны лежать на нем, а не на том, кто у него покупает.

Эта история, говорят эксперты, важна еще и тем, что должна научить маркетплейсы с многомиллиардными оборотами выполнять все условия договора перед клиентами, чтобы сохранить репутацию, которая может быть дороже прибыли. Особенно в условиях жесткой конкуренции.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация