Авторские материалы Большого роста цен на ОСАГО не ожидается?
Персоны
Российские страховые компании фиксируют повышение средних выплат клиентам. В результате нынешнего тарифного коридора уже не хватает для справедливого ценообразования, и нагрузка от убытков аварийных водителей неизбежно перекладывается на аккуратных. Факторы, влияющие на стоимость ОСАГО, рассмотрел корреспондент "Вестей ФМ" Олег Яхонтов.
По подсчетам ряда страховых компаний, средняя выплата по ОСАГО выросла более чем на 10%. Приближающийся зимний сезон объективно увеличит количество клиентов, обращающихся за возмещениями ущерба. В результате многие страховщики фиксируют увеличение показателя убыточности, но, по словам вице-президента Всероссийского союза страховщиков Сергея Ефремова, оценивать данные пока сложно. Все зависит от конкретного региона.
ЕФРЕМОВ: В ряде регионов выплаты, или убыточность, не превышает 100%, т.е. она маржинальная, а в ряде регионов она выше 100%. То есть получается, что на заработанный рубль выплачивается больше рубля. Поэтому-то добавление, где в границах работают тарифы во всех регионах, где убыточность высокая, тогда вот эта доля к верхнему пределу – она поднимается. В тех регионах, где убыточность ниже, там можно в пределах тарифного коридора ее опускать.
Последний раз Центробанк расширял тарифный коридор в сентябре прошлого года на 26% в обе стороны. За год ситуация изменилась, и представители страховых компаний говорят о том, что половина полисов ОСАГО продается по верхней границе коридора, которого уже не хватает для назначения достаточной цены в 30% случаев. Страховщики считают, что верхняя граница цен требует минимум двукратного увеличения, чтобы устанавливать более гибкие тарифы. На них влияет множество факторов – от динамики валютного курса и цены на запчасти до территории регистрации автомобиля, возраст, стаж и безаварийность водителя. В ряде публикаций СМИ даже отметили влияние на цену ОСАГО страховых мошенников, которые с помощью нечистых на руку юристов якобы заставляют страховщиков выплачивать по суду большие суммы. И основную долю в убытках компаний занимают проигранные судебные процессы. По мнению автоюриста Сергея Смирнова, мошенничество на страховом рынке, увы, присутствует, но совершенно не в таком масштабе.
СМИРНОВ: На сегодняшний момент 90% выплат производится в натуральной форме. То есть это – направление в автосервис; сдается машина, ремонтируется, никаких денег нигде нет, единственное, что может быть, – это претензии по качеству ремонта. Но это – случаи минимальные. Поэтому говорить о массовости каких-то судебных дел (нет, судебные дела есть в том случае, если страховая компания отказывает в выплате по экспертизе, ссылаясь на то, что не было ДТП; пострадавший идет в суд и доказывает, что ДТП было, и ему выплачивают), но никакой массовой активности каких-то криминальных юристов нет.
С этим в определенной мере согласны и сами страховщики. По словам вице-президента Всероссийского союза страховщиков Сергея Ефремова, возможность мошенничества всегда закладывается в тариф, но на него влияет и множество других, более важных, факторов.
ЕФРЕМОВ: Различные факторы влияют на тариф – его повышение или понижение. И, конечно, мошенническая составляющая тоже там существует, исходя из того, что определяется средний уровень мошенничества на рынке за определенное количество лет. Учитывается и инфляционная составляющая, и цена запасных деталей, и возраст транспортного средства.
По мнению экспертов, основной фактор роста тарифов в пределах коридора – это как раз удорожание запчастей из-за колебания валютного курса и сложной логистики. За последние полтора месяца цена на детали в среднем возросла почти на полтора процента. Значение будет иметь и изменение уровня инфляции. Однако многие эксперты все же настроены оптимистично и, не исключая расширения тарифного коридора, не ожидают большого роста цен на ОСАГО в будущем году. Отдельные страховые компании будут незначительно корректировать тарифы в рамках текущих границ, но существенно на рынке это не отразится. Сдерживать рост цен будет и активная конкуренция страховщиков за т.н. хороших клиентов с безаварийной ездой.