Нацвопрос Почему так заострился вопрос Йемена
Персоны
История Йемена, особенности культуры и традиций местного арабского населения. Кто такие хуситы? Об этом Марат Сафаров беседует с Григорием Лукьяновым, арабистом, научным сотрудником Института востоковедения РАН.
САФАРОВ: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. В эфире "Вести ФМ" – программа "Нацвопрос", в студии – Марат Сафаров.
Что представляет собой современный Йемен? Сейчас Йемен в центре внимания, и многие, кто подзабыл о существовании этого государства (или даже, может быть, и не слышал о том, что есть такой Йемен), узнают о Йемене из новостей, причем, из горячих новостей. События разворачивают не просто, что называется, интенсивно, в прямом эфире буквально, и крупнейшие державы мира в это во все вовлечены в прямом смысле. Из новостей 12 января этого года: США и Великобритания нанесли удары по объектам в Йемене. И так далее. И это, в общем, не одно событие, и Йемен отвечает. Почему Йемен? И в формате нашей программы – кто его населяет, какие конфессии, точнее направления ислама, там распространены. И почему вообще интерес мировых держав к Йемену, так вовлекающихся в эти события, средств массовой информации, такой острый? Казалось бы, рядом не так далеко на Ближнем Востоке идет противостояние, идет глобальная история, которая всем известна и всем, в общем-то, очевидно, и вдруг новая вспышка и так же в этом большом пространстве арабского мира.
Вот обо всем об этом мы сегодня поговорим, будем пытаться разбираться в этих сложных сюжетах с нашим гостем, частым участником нашей программы, другом нашей программы – научным сотрудником Института востоковедения Российской академии наук, экспертом клуба "Валдай", арабистом Григорием Лукьяновым. Григорий Валерьевич, приветствуем вас в эфире "Вестей ФМ".
ЛУКЬЯНОВ: Добрый день нашим слушателям и вам, Марат Абясович.
САФАРОВ: Первый вопрос лежит на поверхности: кто такие хуситы? Кто-то о них слышал, действительно это не понятие буквально последних недель и месяцев. Но вот так, чтобы выстрелили в буквальном же смысле, хуситы сейчас.
ЛУКЬЯНОВ: Хуситы – это не этническая группа, это не народ, это не конфессиональная группа, это не какая-то особая уникальная религиозная конфессия, это и не расовая группа. Это религиозно-политическая организация. Она возникла в 90-х годах XX века на территории Йемена среди представителей такой мусульманской общины, как зейдиты. Зейдиты – это одно из направлений внутри исламского течения шиизма, одно из древнейших в мусульманском мире, в мусульманской истории и очень-очень обособленное. Благодаря своему географическому положению (а зейдиты проживают преимущественно в гористой местности) они смогли сохранить свою культуру, свой социальный строй, в том числе и опору на племенной строй, племенное устройство. Движение хуситов названо в честь исламского религиозного деятеля, проповедника, мыслителя имама аль-Хуси, который выдвинул ряд идей, продолженных его сторонниками, в частности, его сыновьями, и сегодня эти идеи лежат в основе мощной военно-политической организации.
САФАРОВ: Григорий Валерьевич, уточнение. Вот этот самый Хуси, который назвал своим именем, или именем его названо это движение, его годы жизни – вообще это какой-то герой там древний или наш современник?
ЛУКЬЯНОВ: Нет, это практически наш современник. Основной этап его творчества, его карьеры, политической в том числе, приходится на конец 90-х – начало 2000-х годов. Он не увидел расцвета движения, названного его именем, потому что он погиб. И в какой-то степени он превратился в своеобразного мученика, чье дело было продолжено его наследниками. И сегодня в честь него называют это движение скорее со стороны, его противники.
Полностью слушайте в аудиоверсии!