Картинка

Авторские материалы Куда девались импортные яйца

2 февраля 2024, 13:30

Персоны

Яйца из Турции, Азербайджана, Белоруссии, похоже, не попали в торговые сети. Во всяком случае, на сайтах крупнейших сетевых магазинов их нет, как их не видно и на полках супермаркетов. Хотя именно под них обнулили ввозные пошлины. При этом ситуация выправилась. Цены на яйца снизились. Дефицита нет. Помогли в этом долгосрочные контракты с производителями. Фиксирование цен позволило не только сдержать их рост, но и обеспечить доход птицефабрикам. Но где могла оказаться иностранная продукция и есть ли в ней теперь смысл? Вопрос изучила корреспондент "Вестей ФМ" Марина Костюкевич.

Яйца дешевеют. Средняя цена десятка в рознице – 130 рублей 30 копеек, хотя неделей раньше была выше – 131 рубль 60 копеек. Но при этом на полках – российские бренды в привычных упаковках. На сайтах ретейла – также знакомые упаковки от российских производителей. А где же зарубежная продукция? Где яйца от азербайджанских, белорусских и турецких курочек? Ведь с начала года в Россию ввезли более 78 миллионов штук куриных яиц из этих трех стран, для которых обнулили ввозные пошлины.

Получается, их продукция в продажу не попала? В пресс-службе Россельхознадзора не уточняют, как реализуют яйца из заграницы. В "Руспродсоюзе" уверяют: ввезенные яйца направляют на переработку, либо их могут использовать в кондитерской промышленности. Это вполне возможно, считает гендиректор компании "Петрова файв консалтинг" Марина Петрова.

ПЕТРОВА: Первый канал сбыта, который может быстро принять этот объем, это B2B-сегмент. Здесь предприятия, которые используют в своей рецептуре яйца или их производные, в том числе кондитерские предприятия, они в первую очередь начали закупать этот вид яиц.

Однако говорить, что кондитерская промышленность перешла на импортные яйца, тоже не стоит. Не исключен , что небольшие предприятия как раз заинтересованы в таких поставках и именно они закупают яйца, пришедшие к нам из-за рубежа, говорит директор НИИ качества, безопасности и технологий пищевых продуктов РЭУ имени Плеханова Татьяна Савенкова.

САВЕНКОВА: В кондитерской промышленности больше используется яичный порошок, меланж, белок, поэтому сами яйца у нас достаточно мало применяются натуральные, это может быть на маленьких предприятиях, в кофейнях, где небольшие объемы, вот там это может быть. Снабженцы работают везде.

Не исключено,что в Россию пришла еще не вся продукция, готовая к поставкам. Т.е. на рынке растворился тот небольшой объем, что прибыл в первую очередь, полагает Марина Петрова.

ПЕТРОВА: Объемы поставок зарубежных яиц небольшие – от 1 до 2-2,5%. Вполне очевидно, что один процент на рынке не заметен. Кроме того, у сетей существует определенный отбор товара в свою ассортиментную матрицу. Включая аудит поставщиков и выезд к поставщикам на заводы. А это занимает время.

Есть и еще одно объяснение. Сам ретейл работает с российскими проверенными поставщиками и не ищет дополнительных источников продукции. Так, например, руководство крупнейших российских сетевых гипермаркетов "Глобус" прямо говорит: нашим покупателям достаточно российской продукции. Дефицита нет. Цены становятся всё более адекватными. Зачем искать что-то новое?

Представители бизнеса считают, что стабилизировать цены помогли долгосрочные контракты с производителями и фиксирование цен. Это позволило не только сдержать их рост, но и обеспечить доход птицефабрикам. В прошлом году, по данным Росстата, в России произвели более 38 млрд штук яиц, что на 1,8% больше, чем в 2022 году. И нам так и надо идти по этому пути. Не ждать, когда придут яйца из-за рубежа, а наращивать свое производство, уверена Марина Петрова.

ПЕТРОВА: Нам важно развивать отечественное производство и даже развивать экспорт. Потому что у нас страна, где проживают 146 миллионов, у нас достаточно земельных ресурсов, достаточно людских ресурсов, для того чтобы развиваться.

А ввоз в момент дефицита конкурентной продукции из-за рубежа стоит воспринимать лишь как толчок для развития отечественного производства. Либо это может быть актуально как поддержка для покупателей в сезонные пики, когда дефицит яиц неизбежен. Как это было, например, перед Новым годом. Тогда, по данным Росстата, цены поднялись на 61%, и темпы их роста стали самими высокими на продовольственном рынке. Причем покупатели в самых разных российских регионах жаловались не только на дороговизну, но и на дефицит яиц в магазинах. Некоторые торговые точки даже начали продажу поштучно. Но сразу после новогодних праздников цены начали снижаться, хотя импортных яиц в сетевых магазинах так и не видели. Впереди – Пасха, напоминают эксперты, что тоже будет своеобразной проверкой работы отрасли и введенных ранее мер.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация