Картинка

Научный факт Удивительная стройка: БАМу – 50!

26 апреля 2024, 22:07

Персоны

Ведущий – Руслан Быстров.

50 лет – БАМу: ровно полвека назад началась реализация последнего мегапроекта СССР, история которого зеркально отражает сложные перипетии в жизни нашей страны. Построить Байкало-Амурскую магистраль пытались ещё в 30-х. Но работы пришлось заморозить на долгие десятилетия. А затем – вновь годы забвения, когда БАМ называли "дорогой из ниоткуда в никуда". И вот теперь – новый виток развития, когда железная дорога оказалась настолько загруженной, что приходится строить второй путь. БАМ на стыке разных наук – от истории до экономики и культурологии. И, конечно же, – уникальных технологий строительства. Это – тема программы.

Рассказывает бывший руководитель ГлавБАМстроя, Герой социалистического труда Ефим Басин.

БАСИН: На БАМ я попал в 1980-м году после окончания Академии народного хозяйства при Совете министров СССР, АНХ (она сейчас – РАНХиГС). Вызвали в ЦК и сказали: "Вам надо бы на БАМ ехать". Сначала поработал 2 года замначальника ГлавБАМстроя, затем – первым замом, а в 1986 году меня назначили замминистра транспортного строительства СССР – начальником строительства БАМа, начальником ГлавБАМстроя... Когда я приехал на БАМ, западный участок БАМа, Иркутская область и Бурятия – в то время две бригады под руководством Варшавского и Бондаря – рвались навстречу друг другу с путеукладчиками. Главная задача была – обеспечить фронтом работ, то есть вырубить просеки, отсыпать земполотно, построить водопропускные трубы, мосты и тоннели, где они были. Тоннели, к сожалению, приходилось обходить, потому что, как правило, они отставали от графика из-за сложнейших, экстремальных условий... Главное было – сохранять вечную мерзлоту. На трубах, на мостах применяли даже такие керосиновые установки. Вертикальная труба забуривается на глубину 12 метров. В неё заливается керосин. Керосин летом, более холодный от зимы, остаётся внизу, а более тёплый всплывает вверх. Таким образом мерзлота не оттаивает.

А также – историк транспорта, член Русского географического общества и автор телеграм-канала "Блокнот Перископа" Сергей Сигачёв и историк, кандидат педагогических наук Марат Сафаров.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Научный факт. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Научный факт

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация