Хай-тек Японию спасёт гигантский конвейер?
Персоны
Рубрика Николая Гринько на "Вестях ФМ".
Правительство Японии объявило о планах строительства Autoflow-Road — сети автоматизированных конвейерных лент протяженностью 500 км, которая соединит Токио и Осаку. Цель проекта — решить проблему нехватки водителей грузовиков и повысить эффективность грузоперевозок. Система Autoflow-Road будет использовать палетные системы, способные перевозить до одной тонны груза на каждом поддоне. Они будут размещаться под автомагистралями, на наземных путях посередине дорог и вдоль обочин автострад. Конвейерные ленты будут работать круглосуточно, что потенциально заменит 25 тысяч водителей в день. Autoflow-Road также снизит выбросы парниковых газов и улучшит качество воздуха.
Коллектив редакции нашей программы поясняет. Япония сейчас стоит на пороге острой нехватки водителей грузовиков в связи с быстрым старением населения. Это может привести к серьезному логистическому кризису. Согласно исследованиям, уже в 2030 году объем грузоперевозок в Стране восходящего солнца снизится на 300 тысяч тонн по сравнению с 2020 годом, а количество дальнобойщиков уменьшится на 180 тысяч человек. И это только в городах – сельские районы столкнутся с еще большими трудностями: дефицит водителей в некоторых из них может достигнуть 41%. При этом в стране взрывообразно растет количество онлайн-покупок, и если и дальше так пойдет, то через 10 лет треть отправлений просто не доберется до получателей.
Вот почему правительство Японии обеспокоено разработкой альтернативных схем грузоперевозок без участия людей – в частности, сверхдлинного автоматического грузового конвейера между крупнейшими городами. Попутно такая технология должна оказать положительное воздействие на экологическую ситуацию, поскольку работать конвейер будет на электричестве.
На первый взгляд, никаких препятствий к реализации нет, но все равно у нас возникает множество вопросов. Начнем с того, что одно только строительство туннеля длиной в полтысячи километров обойдется в 23 миллиарда долларов – и это просто туннель, без конвейерной ленты или автономных грузовых модулей, стоимость которых пока трудно даже предположить. Для того, чтобы связать такой сетью хотя бы десяток городов, потребуются какие-то невообразимые расходы. Кроме того, выглядит странно выбор именно конвейерной технологии, если вспомнить, что в последнее время активно развивается автономный транспорт. Казалось, что именно Япония должна бы начать массовое внедрение роботизированных грузовиков – и технологическое развитие страны позволяет, и с дорогами у них там все в порядке. И, наконец, нужно понимать, что одним гигантским конвейером дело не обойдется: нужно будет строить на нем огромные хабы и узловые пункты, на которых груз будет сортироваться и отправляться до конечных пунктов уже обычным транспортом, а раз объемы этого груза значительно увеличатся, то и вспомогательного транспорта (а значит, и водителей для него) потребуется во столько же раз больше. Надеемся, в Японии все это понимают. Хотя…