Хай-тек 12-метровый человекоподобный робот: точные операции доверять бессмысленно
Персоны
Рубрика Николая Гринько на "Вестях ФМ".
Японская железнодорожная компания West Japan Railways начала обслуживать пути с помощью 12-метрового человекоподобного робота. Он установлен на грузовик и оснащен двумя манипуляторами, а также камерами, встроенными в головную часть. Управляет роботом человек в очках виртуальной реальности, который находится в кабине грузовика. Система способна поднимать и перемещать тяжелые грузы, такие, как стальные трубы, листы или провода, выполняя работу так же, как человек, поскольку ею управляет оператор. По словам разработчиков, эта технология поможет решить проблему нехватки рабочей силы в Японии, а также снизит количество несчастных случаев, например, падения работников с высоты или поражений электрическим током. Ожидается, что робот сократит потребность в рабочей силе для большинства задач на 30%. Он также будет использоваться для валки деревьев, удаления препятствий, покраски объектов инфраструктуры и замены сигнального оборудования.
Коллектив редакции нашей программы поясняет. Вы наверняка знаете, что такое автовышка – так называют автомобили, оборудованные гидравлическим подъемником с корзиной или площадкой, на которой могут работать люди. Японская разработка повторяет этот принцип, только вместо корзины на подъемнике смонтирован торс человекоподобного робота с двумя мощными «руками» и «головой», поднимающийся на 12-метровую высоту. Оператор находится в специальной кабине, похожей на кабину экскаватора, и, наблюдая за обстановкой с помощью виртуальных очков, управляет системой.
В демонстрационном видеоролике показано, как робот красит высоковольтную опору и спиливает ветки с высоких деревьев. И сразу становится понятно, что такой машине можно доверить далеко не любую работу. С деревом робот справляется неплохо – одним манипулятором он держит крупную ветку, а вторым, на котором закреплена пила, отрезает ее, после чего кладет ветку на землю. Вся работа производится медленно, но и человек вряд ли сможет сделать это за меньшее время. Но вот с покраской – совсем другая история. Нам показали, как робот проводит кисточкой по опоре, и на то, чтобы сделать этот единственный мазок, ему потребовалось примерно две секунды. Человек сделает это минимум в десять раз быстрее. То есть с грубой работой вроде перемещения тяжелых предметов система справляется неплохо, но любые точные операции ей доверять бессмысленно. По сути, это просто подъемник-манипулятор, на который установили передающие камеры. Есть подозрение, что даже на простую замену одной лампочки в фонаре у него уйдет минимум полчаса. Так что живых людей подобные машины заменить не способны, даже если их сконструировали японские инженеры. Хотя…