Картинка

Авторские материалы Чем хуже дом, тем выше "коммуналка"

18 сентября 2024, 11:13

Персоны

Жители многоквартирных домов все чаще жалуются на некачественное содержание домов и возмущаются завышенными начислениями за коммунальные услуги. Немало претензий также – на протечки труб и крыш, уборку подъездов и дворов, вывоз бытовых отходов. Юристы напоминают, что потребовать перерасчета за коммуналку можно через суд. Если вина управкомпаний будет установлена, им грозят серьезные штрафы. Как действовать, если платежи за ЖКХ кажутся излишне огромными и есть вопросы к обслуживанию дома, выясняла корреспондент "Вестей ФМ" Марина Костюкевич.

Платежки за коммуналку все чаще вводят в ступор жильцов. Жилищные инспекции буквально завалены жалобами на необоснованные начисления за жилищно-коммунальные услуги и техобслуживание домов. Их в этом году уже – намного больше, чем за весь прошлый год.

Кроме возмущений по поводу размера оплаты, претензии – к техобслуживанию домов. Причем подавляющее число жалоб – в регионах. Так, например, в Красноярском крае за прошлый год в службу строительного надзора и жилищного контроля по самым разным вопросам обратились 1452 раза. А в этом году за 9 месяцев – уже 1490 раз.

В Карелии каждое пятое обращение – недовольство расчетами по ЖКХ. В Волгоградской области в этом году – 8 с половиной тысяч обращений граждан и юридических лиц. Почти половина жалоб – на ужасное техническое состояние домов.

То же самое – и в Томской области. Более 6 тысяч обращений по тем же проблемам: завышенные платежи за плохо оказанные коммунальные услуги.

В Чувашии, где более 4 тысяч обращений граждан – только за полгода, на первом месте – претензии по содержанию и ремонту домо, а на втором – по порядку расчета платежей.

Такое ощущение, что в некоторых регионах наметился обратный подход в работе ЖКХ: чем хуже обслуживают дома, тем выше коммуналка. Как поступать, если платежи кажутся излишне большими? Для начала нужно их перепроверить в самой управляющей компании и выяснить причину. Иногда можно тут же получить перерасчет, говорит эксперт по ЖКХ, член Общероссийского народного фронта Павел Степура.

СТЕПУРА: Выяснить, почему по такой-то строке начислили столько-то, по такой – столько-то. Там будут уже объяснения от УК – повысились тарифы, потребление в доме или еще какие-то варианты.

Если объяснения причин роста платежа показались недостаточными – обращаться в жилищную инспекцию.

Но как быть, если проблемы – с техническим состоянием дома? А их, судя по жалобам, – немало. Больше всего проблем – с прохудившимися трубами или крышами. Кто-то кого-то заливает – это самый частый страховой случай. Да, причины заливов могут быть разные: соседи забыли закрутить вентиль крана, протекла крыша после сильного ливня, обрыв подводки, в том числе к бытовой технике, залив в результате тушения пожара. Но основная причина заливов, по статистике, приходится на прорывов труб и аварий на системах водоснабжения и канализации. Это – две трети заявлений. На втором месте – проблемы с вывозом бытовых отходов, содержанием контейнерных площадок, проблемы с диспетчерским обслуживанием, предоставлением холодного и горячего водоснабжения и тепла, рассказывает эксперт проекта "Народный Фронт – Аналитика" в сфере ЖКХ Павел Склянчук.

СКЛЯНЧУК: Неубранный мусор, когда на мусорной площадке образуются мусорные горы, мусоровоз опустошает только контейнер, а вокруг мусор продолжает валяться. Во-вторых, людей беспокоит и вызывает беспокойство неубранный подъезд, все это может быть поводом для жалобы в управкомпанию. В-третьих, это все, что касается двора и сезонных работ: уборка листьев осенью и расчистка снега зимой.

Куда обращаться в этих случаях? Многие либо звонят диспетчеру (но, как правило, это заканчивается разговором на повышенных тонах), либо пишут депутату, либо в соцсети. На самом деле, если проблема не решается, нужно обращаться в Жилищную инспекцию. Эти структуры созданы 13 лет назад как раз для того, чтобы заставлять управкомпании работать, как положено, говорит Павел Склянчук.

СКЛЯНЧУК: Инспекторы должны рассмотреть эти жалобы и выйти с предписание в УК об их устранении, и проследить за тем, чтобы нарушение было исправлено. Если накапливается недовольство жильцов, они инициируют общее собрание о замене управляющей компании на новую.

Впрочем, иногда рокировка компании, условно, "Уютный дом" на "Комфортный дом", ничего не дает. Работа идет по той же схеме. Юристы напоминают: если результата нет, жильцы могут отстаивать свои права через суд.

По Жилищному кодексу, штраф за нарушение расчета платы за коммунальные услуги может доходить до 50% от величины превышения. Если неправильный расчет прошел через расчетно-кассовый центр, то штраф выплачивает управляющая организация. А жильцу может быть выплачена компенсация плюс моральные издержки.

Кстати, по статистике, практически каждое десятое обращение в жилищную инспекцию – это вопросы, которые требуют проверки законности тех или иных действий управкомпаний.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация