Картинка

Авторские материалы Упаковки-обманки: снижать объём социально значимых товаров хотят запретить

18 октября 2024, 13:06

Персоны

Производителям продуктов первой необходимости могут запретить снижать объем и массу товара при сохранении цены. Когда, например, в привычной килограммовой упаковке сахара на деле – всего лишь 900 граммов, или в литровой бутылке – 900 миллилитров масла. Такой подход, по мнению экспертов "Общественной потребительской инициативы", вводит потребителя в заблуждение. Обращение на этот счет уже направлено в правительство и Генпрокуратуру. Попытки прекратить манипуляции с объемом упаковки были уже и раньше, но они не привели к нужному результату. Почему – узнала корреспондент "Вестей ФМ" Марина Костюкевич.

На вид – килограмм, на деле – 900 граммов. Полки магазинов заполонили упаковки-обманки. Внешне покупатель на полке видит привычные для себя пакет с мукой, сахаром, брикет или бутылку масла. И при этом цена вроде бы не сильно изменена. Но при внимательном рассмотрении (чаще всего, дома) он видит: продукта на 100 граммов меньше. Это – известная во всем мире уловка производителей. Когда не хочется отпугивать ценой, можно немного слукавить с объёмом.

Но одно дело, когда как бы недоложили красную икру в привычную банку, чипсы в пакет или дорогие конфеты – в коробку, и совсем другое – когда речь идет о социально значимых товарах – сахаре, масле, крупах, муке. Это уже недопустимо, считает глава Общественной потребительской инициативы, зампред Общественного совета при Роспотребнадзоре Олег Павлов.

ПАВЛОВ: Потребителю очень сложно ориентироваться, производить пересчёт на килограммы. Те варианты упаковок, которые сейчас используются, например, в отношении сливочного масла, – это 180, 190, 170 граммов; это спутывает потребителя и уводит его от разумной экономии. Именно поэтому мы вышли с инициативой стандартизировать размеры упаковки, а также вес и размер товаров, но не всех, а только тех, что включены в перечень социально значимых товаров.

Проблема эта не нова. Подобное лукавство производители ради сохранения цены практикуют уже несколько лет. И ранее эту проблему уже пытались решить, но пока безуспешно, говорит Олег Павлов.

ПАВЛОВ: На нее обратила внимание Генпрокуратура и содействовала принятию изменений в ГОСТ, который как раз и регламентирует размер упаковки, количество веса и объема товара. Однако этот ГОСТ является необязательным к применению, и за прошедший год, как мы видим, производители в силу его необязательности не применяют его, а продолжают заниматься манипуляциями с размерами упаковок.

Защитники прав потребителей просят сделать обязательными установленные ГОСТом требования к количеству фасованных товаров. И касаться это должно всех производителей социально значимых товаров.

Некоторые возмущенные покупатели в соцсетях даже предлагают привлечь таких производителей к юридической ответственности. Однако юристы подчеркивают: нарушений в этом нет. Это так называемая шринкфляция – придержание цены продукта за счет сокращения его объема, поясняет директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.

ОСТАПКОВИЧ: Если бы они ставили масло в 400-граммовую упаковку, это был бы рост цены. Они делают упаковку 300 граммов. И цена оказывается почти на том уровне, что она была вчера. Это мошенничеством назвать нельзя. Это – маркетинговый ход. Они на упаковке пишут, что это – 300 граммов. Вот если бы они за ценник на 400 граммов продавали 300, их могли бы к ответственности привлечь.

Поможет ли покупателям приведение упаковки к единым стандартам? Вряд ли. Люди по своей природе больше ориентируются на цену при выборе товара, чем на объем, говорит Георгий Остапкович.

ОСТАПКОВИЧ: Существенного выигрыша в этом не будет. Просто люди будут видеть рост цен. И покупать по более высоким ценам. А так они ограничат потребление, но, с другой стороны, выиграют в цене.

Психологи и маркетологи поясняют: в эту игру с искаженным восприятием включены не только производители. Покупатели давно уже раскусили уловку производителей, но, даже зная о ней, чаще выбирают пакет или бутылку с меньшим объемом товара, но по более приятной цене. Редко кто вчитывается в то, что за объем указан на этикетке. Эксперты же не исключают, что производители могут и вовсе ввести "половинчатые" упаковки по полкило или поллитра). Цены тогда еще больше будут радовать глаз и кошелек потребителя. Чего, собственно, и добиваются производители и продавцы.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация