Авторские материалы Что из себя представляет УАЛ "Чукотка"
Персоны
Атомный ледокол «Чукотка» – уже пятое судно, построенное по заказу госкорпорации «Росатом». Атомоходы этой серии помогают в навигации по Северному морскому пути, благодаря чему российские арктические регионы переходят к круглогодичной доставке грузов. Что из себя представляет новый ледокол – в материале корреспондента "Вестей ФМ" Олега Яхонтова.
Название нового ледокола – «Чукотка» – продолжило традицию наречения морских судов Росатомфлота, согласно которой имена выбираются из географических наименований объектов Северного морского пути или повторяют имена легендарных советских атомных ледоколов типа "Арктика", выведенных из эксплуатации. На смену им постепенно приходят самые большие и мощные в мире новые отечественные атомоходы водоизмещением более 33 тысячи тонн, которые могут проводить караваны судов в арктических условиях, пробивая лед толщиной до трех метров. В этом смысле "Чукотку" на Балтийском заводе справедливо называют «торжеством инженерной мысли». При этом доля российских комплектующих постоянно растет. Класс автоматизации, в отличие от подобных судов предыдущих поколений, повышен, что позволяет нести безвахтенное обслуживание, когда все работы и манипуляции производятся из центрального поста управления.
Атомоход оснащен двухреакторной энергетической установкой нового поколения "РИТМ-200" мощностью 175 мегаватт. Основное преимущество силовых установок подобного типа заключается в компактности и экономичности. Срок службы реакторов – 40 лет, они не требуют перезарядки 7 лет, а уникальная конструкция позволяет сделать ледокол двухосадочным, что обеспечивает улучшенные технические характеристики судна по скорости ледопроходимости и позволяет использовать его как в арктических водах, так и в устьях полярных рек, например, на Енисее.
В местах столкновения со льдом предусмотрен специальный пояс толщиной 46 мм, что делает навигацию безопасной, при этом ледокол может брать другие суда на буксир. Учитывая, что за последние 10 лет оживленность в акватории Северного морского пути возросла, в 2023 году перевезли грузов в 10 раз больше, чем в 2014-м, в этом году ожидается очередной рекорд по грузопотоку – до 40 млн. тонн; это, во многом, – заслуга новых ледоколов, которые обеспечивают проводку судов с углеводородным сырьем с месторождений полуострова Ямал и с шельфа Карского моря на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона и не допускают возникновения «ледовой паузы» на Северном морском пути.
Пока в его акватории уже работают три УАЛ: «Арктика», «Сибирь» и «Урал». Атомоход «Якутия» планируется ввести в эксплуатацию в декабре, а «Чукотку» передать заказчику – "Атомфлоту" – в конце 2026 года. А работа на Балтийском заводе продолжается. На стапелях находится уже шестой ледокол – «Ленинград».