Хай-тек Швартовые бригады скоро исчезнут
Персоны
Рубрика Николая Гринько на "Вестях ФМ".
Инженеры из Корейского института машин и материалов разработали новую систему швартовки морских и речных судов, которая может найти применение на полностью или частично автоматизированных причалах. Процесс швартовки начинается с того, что буксир заводит судно в гавань, где оно останавливается у ряда отбойников вдоль причала. После этого из причального модуля выдвигаются несколько металлических ферм, размещенных по всей длине судна. Каждая ферма оснащена несколькими присосками, которые прижимаются к корпусу выше ватерлинии, а встроенная гидро-пневматическая система создаёт вакуум, фиксируя присоски. И фермы с регулируемым углом наклона, и гидравлическая система могут перемещаться по вертикали и горизонтали относительно пирса, что позволяет им подстраиваться под корпус каждого судна и перемещаться вместе с ним во время прилива и отлива. Для поддержания контакта система дополнительно каждый час откачивает воздух из-под присосок.
Коллектив редакции нашей программы размышляет над тем, что сегодня в мире существуют полностью роботизированные корабли, уже выполняющие довольно большой объем перевозок. Искусственный интеллект водит по морям и океанам контейнеровозы и танкеры, перевозит пассажиров по рекам и каналам, но при этом процесс швартовки практически не изменился со времен Магеллана. Все те же швартовы, кнехты, лебедки, а главное – эту работу по-прежнему выполняют люди. Причем если небольшое судно вполне способен пришвартовать один расторопный матрос, для океанского лайнера требуется целая портовая бригада, и даже не одна. Тяжелым физическим трудом занимаются живые люди, обслуживая роботов – есть в этом что-то не совсем правильное.
И вот, наконец, система, существовавшая столетиями, получила шанс на обновление. По задумке корейских инженеров, корабли будут удерживаться у причальной стенки мощными присосками, выполняющими свою работу автоматически. Конечно, пока это – всего лишь замысел, авторы изготовили всего лишь полноразмерный прототип фермы с присосками, но стендовые испытания показали его работоспособность. Уже в следующем году систему протестируют сначала в речных, а затем – и в морских портах, и, возможно, запустят коммерческое производство. Кроме уже перечисленных удобств, она позволит сильно сократить время, требующееся для швартовки, а в сегодняшних условиях это – очень важно. В общем, швартовые бригады скоро исчезнут за ненадобностью, а когда роботы еще чуть-чуть эволюционируют, то канет в небытие и такая профессия, как докер или портовый грузчик. Хотя…