Хай-тек Ах, не взлетело аэротакси!..
Персоны
Рубрика Николая Гринько на "Вестях ФМ".
Немецкий стартап Lilium, занимающийся производством беспилотных летательных аппаратов, объявил о банкротстве после десяти лет работы. Стартап потратил более миллиарда долларов на создание электрических аэротакси, но заказчикам не было поставлено ни одного готового изделия.
20 декабря компания опубликовала новость, в которой говорилось, что почти 1000 сотрудников уволены, лишь небольшая их часть останется для управления процессом ликвидации. Деньги у Lilium закончились еще в октябре, после чего она попросила у правительства Германии субсидию в 54 миллиона, но не получила ее. Планировалось, что в начале 2025 года будет проведен первый пилотируемый полет, а в 2026-м первые два аэротакси будут отгружены заказчикам из Америки и Саудовской Аравии. Теперь эти обязательства останутся невыполненными, хотя, согласно последним сообщениям, сейчас стартап все-таки нашел финансирование и планирует продолжить работу.
Коллектив редакции нашей программы пытается прояснить общую ситуацию в области производства персонального воздушного транспорта. Этот термин был официально введен еще в 2003 году, и к таким машинам предъявлялись следующие требования. Транспортное средство должно обеспечивать движение и в режиме автомобиля, и в режиме самолета; перевозить не более 5 человек, иметь дальность полета около 1 300 км, быть тихим, удобным, надежным, достаточно всепогодным и обладать низким расходом топлива. Кроме того, оно должно быть доступным для пилотирования любому человеку с водительскими правами.
Попытки создать такой транспорт предпринимались с середины XX века, но серийного производства до сих пор нет. Сначала инженеры пытались приделать хвост и крылья к автомобилю, затем сделать легкомоторные самолеты компактными и пригодными для передвижения по дорогам, в последние десятилетия появились мультикоптерные схемы. Кажется, что при таком многообразии подходов небо над городами уже должно переполниться летающими автомобилями, но этого так и не случилось. И причины этому всего две – экономичность и безопасность. Точнее, отсутствие и того, и другого.
Летающий персональный транспорт по-прежнему требует много энергии для полета, ему необходима специальная инфраструктура, разработка особого законодательства и невероятно эффективные системы, обеспечивающие спасение пассажиров в экстренных ситуациях. Пока всего этого нет, аэрокары так и остаются впечатляющими прототипами для выставок, а еще чаще – невероятно красивыми презентациями на экране компьютера. Автомобили еще очень долго не взлетят. Хотя…