Картинка

Авторские материалы "Сами виноваты!" Как банки зарабатывают на невнимательности

7 мая 2025, 12:59

Персоны

Клиенты банков стали все чаще сталкиваться со скрытыми подключениями платных услуг и уведомлений. Банки, пользуясь невнимательностью клиентов, без их согласия списывают комиссию за пакеты привилегий или платные уведомления о новых услугах. Человек это видит, только когда ему приходит оповещение в виде смс или пуш-сообщений. Ответ на возражения сотрудники дают простой – виноваты сами, поскольку согласились. В какой момент подписывают на ненужные платные услуги и как этому противостоять, узнала Марина Костюкевич.

И вновь – ситуация "без меня меня женили" В ЦБ идут потоком жалобы на то, что банки, которым клиент доверил деньги, дополнительно обирают его. Скрыто подключают банковские платные услуги, о чем человек узнает, лишь получив уведомление о списании денег.

За что могут списывать? За уведомления о проводимых акциях, за специальные режимы счетов, за пластиковые карты (при том, что банк мог ее выдать бесплатно) и даже за страховку пластиковой карты. Т.е. за то, что человек не просил и не собирался подключать. Но сделал это по незнанию, не прочитав толком договор, в котором уже стояли "галочки" напротив этих услуг. На языке финансистов такое недобросовестное поведение банков называется мисселинг – "использование положения", говорит глава Союза защиты прав потребителей финансовых услуг Игорь Костиков.

КОСТИКОВ: Когда клиент подписывает договор, в котором указано, что банк может подключить к платным услугам, то фактически с этого момента банк начинает подключать к таким услугам, т.е. когда первые услуги подключают, это и уведомления, могут быть платежи, у банка есть законные основания это сделать. Это в чистом виде мисселинг, и, конечно, это – тема для реагирования Банка России.

Почему это происходит в массовом порядке? При замедлении кредитования банки ищут способы заработать, и тут все средства хороши. А подключение платных услуг за счет скрытых комиссий – эффективный способ, потому банки и пользуются невнимательностью клиентов.

Как не угодить в такие клещи незапланированных расходов? Прежде всего – внимательно читать договор при любом виде услуг. Будь то кредит, открытие вклада, счёта, любых оплат. В любой договор банк может дополнительно включить то, что вам невыгодно, поясняет Игорь Костиков.

КОСТИКОВ: Есть проблема, когда это – электронный договор, и вы это делаете в компьютере или в телефоне, и там нельзя дальше пройти, пока вы не поставили "галочку", и это усугубляет ситуацию. Но, в принципе, главное – читать внимательно договор и не подписываться под оказанием дополнительных платных услуг банком.

Как действовать, если вы уже оказались в ситуации, когда деньги списывают, а вы пропустили момент согласия, но – против этих списаний? Нужно обращаться сразу в два банка – тот, который проводит списания, и в Центробанк, советует Игорь Костиков.

КОСТИКОВ: Это нельзя оставлять без внимания, надо писать банку письменно заявления, во-первых, о том, что вы отказываетесь от этих услуг, а во-вторых, что вы их не подтверждаете и вас ввели в заблуждение. А следующий шаг – написать в ЦБ письмо с жалобой на действие банка.

Вернут ли назад те средства, что уже списали? Автоматически – нет, ведь формально клиент дал на это согласие. Деньги могут вернуть по решению ЦБ о том, что это "была навязанная услуга". Для этого нужно написать в банк с требованием возместить эти средства, а если банк откажется – обращаться в суд. И высока вероятность, что он встанет на сторону клиента.

Авторские материалы. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация