Картинка

Династии Отечества Туполевы вывели самолетостроение на новые высоты

25 мая 2025, 03:15

Персоны

СТУПАК: Здравствуйте, в студии "Вести ФМ" Марат Сафаров и Полина Ступак. В эфире программа "Династии Отечества", где мы рассказываем об известных людях, имена которых навсегда вписаны в историю нашей страны. Марат, я вас приветствую.

САФАРОВ: Приветствую, Полина.

СТУПАК: Эта семья внесла огромный вклад в развитие отечественной авиации. Основатель династии – гениальный авиаконструктор, разработал самолеты, на которых установлено около 80 мировых рекордов скорости и совершено порядка 30 уникальных исторических перелетов. Он воспитал целое поколение талантливых инженеров, в том числе стал учителем для своего сына, создавшего первый в мире пассажирский сверхзвуковой авиалайнер "Ту-144". Герои сегодняшней программы – династия Туполевых.

Андрей Николаевич Туполев – трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий. Руководил разработкой различных типов летательных аппаратов, включая легендарный бомбардировщик ТБ-3, первые советские дирижабли и пассажирские реактивные самолёты – Ту-104 и Ту-114. Его сын Алексей Андреевич Туполев – выдающийся советский и российский авиаконструктор, многие проекты которого опередили свое время и стали настоящим прорывом в отечественном и мировом авиастроении.

Но прежде всего нам бы хотелось бы напомнить о важной дате – 20 мая 2025 года исполнилось 100 лет со дня рождения Алексея Андреевича Туполева. Он – достойный сын своего отца, академик Российской академии наук, человек, который вывел советское самолетостроение на новые высоты и спроектировал такие машины, которые и по сей день остаются триумфом инженерной мысли.

САФАРОВ: Да, действительно, это выдающаяся династия. Это отец и сын, учитель и ученик – продолжатель его. И самое главное, что и с уходом из жизни старших Туполевых дело их живет, процветает, развивается, и наше отечественное самолетостроение признано во всем мире. И действительно, основу его при плеяде выдающихся авиаконструкторов, конечно же, такая вот, ну что ли, самая главная машина здесь, самый главный мотор, инженерная мысль – это, безусловно, Андрей Туполев и продолжение его династии. Можно даже сказать, и говорят об этом, что если вот сравнивать с ракетостроением и Сергеем Павловичем Королевым, то в авиационной нашей промышленности, в конструкторском деле Туполев сопоставим с ним. Он создал старейшее в России авиационное бюро, которое сегодня носит имя своего основателя. И самое главное, что ему когда-то, в начале 60-х годов (уже сыну его точнее, но еще отец был жив, и, конечно же, он принимал в этом так же активное участие, координировал это) было поручено важное задание – проектирование первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета. Это был амбициозный проект, он стал настоящим вызовом для наших инженеров, требовал принципиально новые технические решения и был реализован в декабре 1968 года, когда свой первый испытательный полет самолет Ту-144 осуществил. И, конечно, это событие произошло раньше, мы об этом с гордостью говорим, чем аналогичный старт британо-французского сверхзвукового лайнера "Конкорд". Вот в этом преимущество. Конечно, в определенной гонке, в том, что мы должны, и мы становились лучшими в мире. Вот кажется, что в инженерной мысли так быстро все устаревает: учишься, учишься, а потом – раз, поменялась, как это принято говорить, парадигма.

СТУПАК: И что-то новое возникает.

САФАРОВ: Да. Но вот чем отличается отечественная наука, что мы никогда цепочку эту не разрываем...

Полностью слушайте в аудиоверсии!

Династии Отечества. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Династии Отечества

Новые выпуски

Авто-геолокация