Хай-тек Реставрация картин с помощью ИИ: способ без недостатков?
Персоны
Рубрика Николая Гринько на "Вестях ФМ".
Исследователь Алекс Качкин из Массачусетского технологического института разработал метод реставрации поврежденных картин с помощью искусственного интеллекта. Нейросеть сканирует полотно и выявляет потери краски. Затем она восстанавливает утерянное изображение в цифровом виде, после чего печатается специальная полимерная маска, которую наносят на картину. Весь процесс реставрации занимает в десятки раз меньше времени, чем та же работа, выполненная вручную. Кроме того, изменения получаются обратимыми, поскольку полимер можно удалить. В будущем новый метод позволит вернуть прежний облик картинам, ожидающим физической реставрации в музеях и хранилищах по всему миру, а в случае необходимости «откатывать» результат работы реставраторов или корректировать его.
Коллектив редакции нашей программы поясняет. Реставрация картин традиционными методами – процесс очень трудоемкий и во многом спорный. Для начала реставратор тщательно изучает картину, определяет тип материалов, вид повреждений и степень их серьезности. Потом нужно удалить загрязнения, старый лак и другие наслоения, которые лежат на краске. После этого приходится снимать часть поврежденного красочного слоя, чтобы он не отслаивался и не осыпался, и укреплять оставшийся. Только здесь наступает этап устранения повреждений: заделка складок, прорывов и трещин, а также восстановление утраченных фрагментов живописи, причем с использованием материалов, максимально близких к оригинальным. И, наконец, на картину наносят слой лака, чтобы предохранить краску от внешних воздействий.
И главный недостаток такого метода – в том, что его выполняет человек, иногда искажая, а то и вовсе уничтожая замысел автора. Например, фрески Сикстинской капеллы в конце XX века реставраторы сделали слишком яркими, по пути закрасив множество теней и мелких деталей. Новый же метод позволяет не только «просчитать» коррекцию с помощью искусственного интеллекта (это делают уже довольно давно и успешно), но и не испортить оригинал безвозвратно. Все новые мазки печатают принтером на тонкой пленке, которую потом наклеивают на старую картину. А если спустя некоторое время выяснится, что при реставрации допущены ошибки, пленку можно удалить и напечатать новую. При этом цифровая копия этой маски хранится в памяти компьютера, и по ней всегда можно отследить все внесенные исправления.
Ученые взяли поврежденную картину XV века и оцифровали ее, чтобы выделить потери краски. ИИ нашел 5612 поврежденных участков и сгенерировал 57 314 оттенков, чтобы их закрыть. Затем их напечатали на полимере и наложили на картину. Весь процесс занял 3,5 часа — по оценкам авторов, это примерно в 66 раз быстрее, чем при обычной реставрации. Похоже, это – идеальный способ, в котором невозможно найти недостатки. Хотя…