Картинка

Хай-тек История тактильных экранов долгая, интересная, но не результативная

16 декабря 2025, 06:58

Персоны

Рубрика Николая Гринько на "Вестях ФМ".

Ученые из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре разработали технологию трехмерных дисплеев, изображение на которых можно не только видеть, но и физически ощущать. Система использует «оптотактильные поверхности», состоящие из пикселей размером в несколько миллиметров, которые при кратковременном облучении светом приподнимаются, формируя ощутимые выпуклости. После года моделирования и ряда неудачных попыток был создан первый рабочий прототип — отдельный пиксель, активируемый вспышками небольшого диодного лазера. При касании он выдавал четкий тактильный импульс. На его основе была построена полноценная архитектура дисплея. Каждый пиксель включает небольшую воздушную полость под тонкой мембраной и подвешенную графитовую пленку. Когда на нее попадает свет, пленка поглощает излучение и почти мгновенно нагревается. Воздух под мембраной расширяется, выталкивая поверхность наружу на расстояние до одного миллиметра, и этого достаточно, чтобы пользователь мог ощущать пиксели кончиками пальцев.

Коллектив редакции нашей программы поясняет. Инженеры пытаются сконструировать тактильный дисплей вот уже пару-тройку десятков лет. Связано это с тем, что виртуальные элементы управления, нарисованные на экране, требуют от пользователя постоянного зрительного контакта. Например, виртуальной клавиатурой современного планшета невозможно пользоваться вслепую: поскольку каждая клавиша – это всего лишь набор светящихся пикселей на стеклянной поверхности, движение каждого пальца приходится контролировать зрительно. Больше всего неудобств такое положение дел доставляет водителям: в современных автомобилях становится все больше управляющих экранов, и для взаимодействия с ними приходится отвлекаться от дороги. Геймеры тоже не слишком рады: виртуальные кнопки и джойстики гораздо менее удобны, чем физические.

Чтобы пользователь мог по-настоящему пощупать нарисованный элемент управления, инженеры предлагали множество способов. Для начала предлагалось надевать специальные перчатки, но это очень неудобно. Потом пытались заставить дисплей бить пальцы пользователя слабыми электрическими разрядами в нужных местах. Чуть позже появился проект «дырявого дисплея» – в экране предлагалось сделать множество микроотверстий, через которые должен был подаваться воздух. Оба этих метода оказались слишком энергозатратными. Был проект, в котором над экраном помещали дополнительные слои мягкого пластика с каналами, по которым перемещалась жидкость, формирующая впадины и выпуклости – и эта идея тоже не сработала. В общем, история тактильных экранов долгая, интересная, но пока – не слишком результативная. Возможно, «оптотактильные поверхности», о которых сегодня идет речь, смогут изменить ситуацию. Хотя…

Хай-тек. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация