Авторские материалы Товар не доставлен? Потребитель вправе требовать неустойку
Персоны
Четкое следование закону «О защите прав потребителей» продемонстрировал один из российских судов, наказав продавца, не доставившего покупателю оплаченный товар. Аргументы о т.н. «потребительском экстремизме» не были приняты во внимание, и в итоге, компания-продавец вынуждена расстаться с суммой, превышающей стоимость товара в пять раз. В ситуации разбирался корреспондент Олег Яхонтов.
Купить новый телевизор житель Волгограда решил на одном из маркетплейсов в интернете. Общая цена вместе с доставкой составила более 100 000 рублей. Однако в обозначенную дату товар до покупателя так и не добрался. А позже заказ был отменен продавцом, якобы из-за проблем с доставкой, сам же маркетплейс сообщил, что выступал лишь информационным посредником между компанией-продавцом и покупателем. После безуспешных попыток получить уже оплаченный телевизор, мужчина подал иск в суд, где выяснилось, что товар он не получил из-за ошибки. Оказывается, у продавца просто не было такого телевизора, хотя он рекламировался на маркетплейсе. По словам юриста отдела Роскачества по защите прав потребителей Игоря Позднякова, в этом случае продавец все равно не имел права отменять уже оплаченный заказ:
ПОЗДНЯКОВ: В момент, когда потребитель оплатил заказ и продавец прислал чек, договор купли-продажи считается заключенным и подлежит исполнению. При этом продавец не имеет права в одностороннем порядке расторгать договор или не доставлять товар, ссылаясь на то, что скакнул курс доллара, например, либо поставщик не доставил товар ему самому.
Однако в суде продавец решил защищаться, сославшись на т.н. потребительский экстремизм истца и форс-мажор. Он объяснил, что отсутствие такого телевизора является "обстоятельством непреодолимой силы", наступление которого нельзя было заранее спрогнозировать. Как только продавцу стало ясно, что такого товара у него нет, он тут же уведомил об этом маркетплейс. Так что резервирование телевизора покупателем произошло помимо воли продавца. Но суд не нашел доказательств того, что нарушение сроков передачи товара и отмена его продажи произошли вследствие непреодолимой силы. По мнению юриста отдела Роскачества по защите прав потребителей Игоря Позднякова, по закону потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков из-за нарушения срока доставки:
ПОЗДНЯКОВ: Потребитель в таких случаях, если продавец не доставил товар вовремя, он имеет право предъявить продавцу требования о неустойке за каждой день просрочки в размере 0,5% суммы предварительной оплаты товара. При этом, если товар так и не был доставлен потребителю в установленные сроки, у потребителя возникает два права на свой выбор: это, например, или назначить продавцу новый срок, либо потребовать возврата уплаты предварительной оплаты товара. Также у потребителя возникает право взыскать убытки, которые он понес в связи с неисполнением договора.
В результате суд решил, что продавец обязан привезти телевизор с аналогичными характеристиками в течение семи дней с даты вступления решения суда в силу, выплатить неустойку за нарушение срока передачи товара в 80 000 рублей, еще одну неустойку за каждый день просрочки, заплатить компенсацию морального вреда в 5000 рублей, штраф за недобровольное исполнение требований потребителя и возместить ему судебные расходы. В итоге общая сумма выплат превысила стоимость телевизора почти в пять раз.