Картинка

Авторские материалы Разгрузка-2025: школьники будут учиться меньше, но лучше

18 августа 2025, 12:43

Персоны

В школах с 1 сентября ослабят годовую нагрузку. В Минпросвещения намерены составлять учебные планы, исходя из возраста учащихся и образовательных программ. Кроме того, обновят нормативы продолжительности учебы. Так, в первом полугодии лимит для всех классов – 8 недель. И родители, и психологи приветствуют такой подход. Скажется ли это положительно на учебе и психологическом состоянии школьников – узнала Марина Костюкевич.

Разгрузка для школьников – 2025. Подход прост и понятен – чем младше ученик, тем бережнее отношение к его интересам, здоровью и психологическому состоянию. Новые нормативы годовой учебной нагрузки уже утвердили в Министерстве просвещения России. Нововведения начнутся уже с 1 сентября.

Так, первоклашкам предстоит учиться от 620 до 653 часов в году. Ученики вторых, третьих и четвертых классов будут заниматься не меньше 782 и не свыше 884 часов в год. Предел нагрузки для пятиклассников – 1 088 часов, для шестиклашек – 1 122 часов, учеников седьмого классов ждет не более 1 190 часов учебы в год.

Самая интенсивная нагрузка – у ребят в восьмых и девятых классах – до 1 224 часов ежегодно.

На самом деле, за этими цифрами стоит важнейшее событие для школ – приведение к единому знаменателю реальной нагрузки и той, что прописана в СанПиНах – санитарных нормах и правилах. Теперь важно это соблюдать, говорит директор лицея Санкт- Петербурга №369 Константин Тхостов.

ТХОСТОВ: В рамках этого норматива и распределяется предельно допустимая недельная нагрузка на учащихся тех или иных классов. Например, первоклассники, которые учатся, имеют нормативную нагрузку в неделю 21 учебный час, второклассники имеют 23 учебных часа, пятиклассники – 29 учебных часов, самое большое количество учебных часов в неделю имеют одиннадцатиклассники. Обратили внимание на то, что на сегодня уже существует и будет регулироваться государством.

Определено также, сколько будет длиться учебный период. В первом полугодии – лимит 8 недель для всех классов. Во втором полугодии первоклашки должны заниматься не более 10 недель. А вот для учеников со второго по девятый класс этот показатель выше – 11 недель.

Отрадно, что наконец обратили внимание на невероятную загрузку школьников. В последние годы явно ощущался перебор. Учебно-образовательная ноша была настолько тяжелой, что это уже шло в ущерб психике. Дети толком не восстанавливались, недополучали общения со сверстниками, порой, не мели возможность сходить в кино, театр или на выставку. И это в том числе толкало их к гаджетам, говорит семейный психолог и мама школьника Елена Ильина.

ИЛЬИНА: Катастрофически у детей нет детства. Дети не могут встретиться, потому что у них, помимо секций, есть еще и репетиторы. И у них нет свободного времени, они не могут коммуницировать. Чтобы встретиться с другом, нет времени. Они в лучшем случае пересекутся на час. Это то, что мы и говорим, что "дети в гаджетах сидят", им даже некогда пообщаться. Нагрузка, которая сейчас в школах, она неоправданна.

Хорошо, что теперь это признали на самом высоком уровне и будут менять. Ведь перегруз в школе что самое страшное) имеет далеко идущие негативные последствия в будущем наших детей. Неполные семьи, их отсутствие и низкая рождаемость – это прямое следствие неполноценного общения со сверстниками в школе – поясняет Елена Ильина.

ИЛЬИНА: Я часто сталкиваюсь со студентами, у которых такая же нагрузка. Т.е. школа дает нагрузку, потом в студенчестве. Им очень сложно потом коммуницировать с противоположным полом. Когда идет созревание у ребенка, и они должны быть увлечены друг другом "нравится – не нравится", многие дети период этот проскакивают и догоняют это в 20 с чем-то. А там идет нагрузка института. И некоторые приходят в 23-24 года: "А у меня никого нет. У меня нет опыта". Соответственно, комплексы, и человеку трудно выстроить личную жизнь.

Надо заметить, Минпросвещения не ограничится только приведением к физиологической норме продолжительности обучения. Измениться должен также подход и к домашнему заданию, к его объемам, форме закрепления материала и оценкам.

Авторские материалы. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация