Картинка

Хай-тек Подушки для самолёта: поможет ли ИИ?

17 сентября 2025, 07:46

Персоны

Рубрика Николая Гринько на "Вестях ФМ".

Группа авиационных инженеров из Технологического и научного института Бирла в Индии разработала подушку безопасности для самолетов, управляемую искусственным интеллектом. В систему входит множество датчиков, размещенных по всему корпусу авиалайнера. Если искусственный интеллект определит, что крушение неизбежно, срабатывают гигантские подушки безопасности, окружающие почти весь фюзеляж. Они образуют защитный кокон, поглощающий энергию удара. Подушки состоят из нескольких слоев кевлара, термопластичного полиуретана, зилона, а между ними залита неньютоновская жидкость, дополнительно поглощающая ударную нагрузку. В момент срабатывания также включаются аварийные маячки, чтобы службам экстренного реагирования было легче найти место падения. Несмотря на то, что система все еще находится на стадии проектирования, компьютерное моделирование показывает, что она может снизить силу удара при аварии более чем на 60%.

Коллектив редакции нашей программы поясняет. Несмотря на то, что самым очевидным средством безопасности для самолетов кажется парашют, это вовсе не так. На скорости около 1000 км/ч он бесполезен. Не сработают ни индивидуальные купола для каждого пассажира, ни гигантский парашют на весь самолет. Вместо этого авиационные инженеры подходят к проблеме с другой стороны: они стараются не допустить самого возникновения аварийной ситуации. На это работают и многократный запас прочности, и дублирование важных систем, и многие другие решения. И тем не менее с завидной периодичностью появляются предложения оборудовать лайнеры либо парашютами, либо, как в данном случае, – подушками безопасности. Отличие индийской разработки от остальных заключается, пожалуй, только в искусственном интеллекте: предполагается, что именно нейросеть будет принимать решение о запуске системы. Пилотам, по задумке, будет предоставлена возможность отменить срабатывание, но на это им будет отводиться всего несколько секунд. На иллюстрациях, которыми сопровождается описание проекта, авиалайнер со сработавшей подушкой выглядит одетым в очень толстую жилетку, закрывающую почти весь фюзеляж, но оставляющую открытыми кабину пилотов, крылья и хвостовое оперение. Но даже если забыть про забавный внешний вид, нужно учесть дополнительную массу, которую вся эта конструкция придаст самолету. А отсюда – дополнительная нагрузка на фюзеляж, увеличенный расход топлива… В общем, проект наверняка так и не выйдет из стадии разработки, даже несмотря на искусственный интеллект. Хотя…

Хай-тек. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация