Авторские материалы Молочка с просрочкой: изменят ли ситуацию автоштрафы
Персоны
В российских магазинах постоянно выявляют продажу просроченных продуктов. Проверки ежемесячно фиксируют более 18 тысяч нарушений. И это – несмотря на введение маркировки. Чтобы пресечь эту тенденцию, Роспотребнадзор намерен для продавцов просрочки ввести автоматические штрафы – взыскания по аналогии с системой автоштрафов за нарушения ПДД. Законопроект уже подготовил Роспотребнадзор. Бизнес считает инициативу слишком жёсткой. Поможет ли такая мера убрать некачественные продукты с полок магазинов, разбиралась Марина Костюкевич.
Молочка с просрочкой – главная беда российских магазинов. А точнее – их покупателей. Чаще всего именно молочные продукты с коротким сроком годности задерживаются на полках магазина дольше положенного. А еще залеживаются выпечка, блюда из кулинарии, соки, вода.
И это при том, что 7 лет назад в России создали государственную систему обязательной цифровой маркировки товаров под названием «Честный знак». Ее задача – контроль за оборотом продукции. Сейчас к числу товаров, подлежащих обязательной маркировке, относятся молочные продукты, пиво и слабоалкогольные изделия, питьевая вода в бутылках, лекарственные препараты и другое – говорит член правления Ассоциации экспертов рынка ретейла Андрей Карпов.
КАРПОВ: Если маркированная продукция при пробивании на кассе обнаруживает, что продукция – с истекшим сроком годности, то эта продукция в принципе не проходит по системе, продавец эту продукцию должен отложить. Ведь на полку эту продукцию положили, когда она еще не была просрочкой.
Но, как указывает Роспотребнадзор , "несмотря на это, число нарушений растет. Так, за апрель 2025 года запрет на реализацию просрочки нарушили более 18 000 представителей бизнеса. Выходит, что-то не так в работе системы, если ее научились обходить? На каком этапе происходит обман системы и продажа просроченной продукции становится возможной? Может быть, здесь вопрос – к производителям? Говорит Андрей Карпов.
КАРПОВ: Что значит: продавцы научились обходить? Они не могут обходить маркировку. Единственный, кто может быть заинтересован в обходе маркировки, это производитель. Вот эта маркировка, эти знаки – они продаются. Недобросовестный производитель или поставщик покупает эти марки, клеит на свою продукцию – и она поступает в продажу.
Эксперты на это говорят: продавцы и производители должны разобраться, кто из них и в какой момент нарушает правила торговли. Роспотребнадзор же намерен ввести более серьезные санкции – автоматические штрафы за продажу просрочки по аналогии с механизмом автоштрафов за нарушения ПДД. Уже подготовлен законопроект с соответствующими поправками в КоАП. И это должно быть действенным, считают защитники прав потребителей. Сейчас предприниматели пользуются мораторием на проверки и практически не несут ответственности за нарушения. Система автоматического взимания штрафов это изменит, уверен глава Общественной потребительской инициативы Олег Павлов.
ПАВЛОВ: Если факт зафиксирован системой, должна неизбежно наступить ответственность. Мы убеждены, что механизм автоматических штрафов по аналогии с камерами на скорость будет очень эффективным механизмом, прежде всего, для профилактики нарушений. Т.е. каждый предприниматель, зная, что, продав просрочку, он неизбежно получит штраф, он, конечно, будет воздерживаться от таких действий, будет прекращать любые попытки обхода системы или нарушения.
Как будет работать механизм фиксации нарушений? ведь штраф будут выписывать автоматически, минуя суд. Поскольку система четко фиксирует нарушения, дополнительных разбирательств не нужно, поясняет Олег Павлов.
ПАВЛОВ: Продажа продукции идет через кассы, которые оформлены на конкретных юрлиц. Они имеют реальные адреса, в том числе юридические. В случае если на кассе, которая зарегистрирована на конкретное юрлицо, будет проходить реализация просроченной продукции, в "личный кабинет" такой организации или предпринимателя будет проходить уведомление о наложении административного штрафа за реализацию просроченной продукции.
Как будут действовать надзорные органы, если предприниматели будут игнорировать такие предписания? Как обычно в таких случаях, говорит Олег Павлов.
ПАВЛОВ: Если штраф не выплачивается организацией в добровольном порядке, судебные приставы имеют информацию обо всех счетах каждого предпринимателя и каждой компании, они могут его списать в принудительном порядке.
Представители бизнеса считают такой подход слишком жестким и труднооспариваемым. Наказание за продажу некачественного товара уже установлено. Штраф для ИП – до 40 000 рублей с конфискацией товара, для юрлиц – до 600 000.
Также в законопроекте предлагают ввести штраф в размере 50 000 рублей для продавцов, которые не зарегистрировались в системе маркировки.