Авторские материалы Гарантия успеха как признак мошенничества
Персоны
Жалобы на онлайн-курсы становятся более массовыми: за год количество судов с онлайн-школами выросло почти на треть. О том, какие претензии чаще всего возникают к организаторам курсов и как не попасться в руки шарлатанов, – Максим Иванов.
Реклама онлайн-школы для репетиторов гарантировала, что доход учеников вырастет в два-три раза. Доход одного из них действительно изменился – но не в плюс, а в минус. Вместо двухсот тысяч рублей в месяц он стал получать пятьдесят. В продающем курс вебинаре автор при этом говорил о заработке от ста тысяч и до полутора миллионов.
"У нас – больше трехсот участников нашего сообщества, которые зарабатывают сто, двести, триста тысяч рублей. Есть участники, которые зарабатывают и пятьсот, и даже полтора миллиона рублей в месяц".
К сожалению, это не единичный случай – все больше людей идут в суд с обвинениями в адрес учителей онлайн-курсов. За год таких исков стало больше на треть.
Шансы на успех в суде у таких обращений – высоки, отметил адвокат, член "Адвокатской палаты Москвы" Василий Бурдюг. Помимо предоставления договора, скриншоты переписки с кураторами, записи видеоуроков и реклама сработают в суде как доказательства обмана клиентов.
БУРДЮГ: Имеет значение содержание рекламы. В тот момент, когда потребитель спорит с производителем или лицом, оказывающим услуги, о том, что ему не представили требуемого, возникает сложность с доказыванием, что требовалось ему. Необходимо фиксировать и делать скриншоты, или, может, это в бумажном виде реклама, хранить ее на тот случай, если мы опасаемся вот этих недобросовестных действий со стороны горе-предпринимателей.
Кроме несоответствия обещаний и реальности, были и другие нарушения, – например, одного из участников удалили из общего чата за то, что он давал коллегам советы из своей практики, заявил пострадавший.
Качество обучения на онлайн-курсах почти никак не регламентируется, что и приводит к таким инцидентам. Все чаще в медиа слышны громкие дела про суды с инфобизнесменами. Самое громкое дело – это, конечно, суд над "королевой марафонов" Еленой Блиновской. Ее осудили на пять лет тюрьмы и штраф почти в шестьсот миллионов рублей за неправомерный оборот и отмывание денег. Впрочем, к содержанию ее программ у государства вопросов нет.
К выбору курсов следует подходить очень внимательно, в частности, проверять лицензию на образовательную деятельность, добавил Бурдюг. Лицензия – это тоже не гарантия качества, но если ее нет – это знак того, что, скорее всего, эти курсы создают шарлатаны.
БУРДЮГ: Отсутствие лицензии – это первый признак того, что это жульничество, поскольку тот, кто прячется за словами, что это консультации или какие-то авторские программы, по сути, он избегает контроля со стороны государства – это первый признак такого жульничества. И за осуществление лицензируемой деятельности без лицензии уже есть и административная, и уголовная ответственность, просто, конечно, руки не доходят до всех таких горе-предпринимателей, чтобы их привлекать к ответственности.
Выманивание денег у клиентов громкими обещаниями и гарантией умножения заработка – это мошенничество, если эти обещания не выполняются. Как минимум должна насторожить гарантия успеха у всех выпускников курса: все люди – разные, невозможно быть уверенным, что у всех всё получится идеально.