Картинка

Хай-тек Будем ездить, как на Марсе!

24 сентября 2025, 07:05

Персоны

Рубрика Николая Гринько на "Вестях ФМ".

Инженеры агентства NASA разработали новый вид шин, изначально предназначенный для марсоходов и луноходов, но имеющий потенциал и для использования на Земле на обычных автомобилях. Шины выдерживают сильную деформацию, не нуждаются в накачке воздухом и способны работать даже в самых экстремальных условиях. Технология получила название Superelastic Tire. В ее основе – сплавы с эффектом памяти формы, главным образом – никель-титан. В отличие от обычной резины, выдерживающей деформацию всего на 0,3–0,5%, такие материалы позволяют колесу возвращаться в исходное состояние даже после 10% деформации. NASA отмечает, что сцепление у таких шин – не хуже, а иногда и лучше, чем у пневматических, при этом они проще в изготовлении и легче традиционных. Испытания показали, что даже на каменистом грунте, напоминающем марсианскую поверхность, колеса не теряют формы и продолжают функционировать.

Коллектив редакции нашей программы поясняет. Понятно, что на Луне и Марсе трудно встретить шиномонтаж, способный починить проколотое колесо. Поэтому у транспортных средств, работающих там, шины отличаются от земных: они чаще всего сделаны из металла и не накачиваются воздухом. Но и такая конструкция не лишена недостатков. Например, колеса марсохода Curiosity сделаны из алюминиевого сплава и крепятся на титановые изогнутые амортизирующие спицы. За время работы аппарата на Марсе их износ достиг 70%: грунтозацепы повреждены, в колесах появились многочисленные дыры – и все это из-за жесткости конструкции. Есть и другой вариант, когда колесо напоминает металлическую кухонную мочалку, сплетенную из тонкой проволоки. Этот вариант – намного мягче, способен амортизировать, но при этом легче повреждается. Инженеры NASA попробовали использовать проволоку из металлов с памятью формы, и оказалось, что это – намного лучше. Настолько лучше, что, как они говорят, даже привычные резиновые шины, простите за каламбур, в подметки не годятся.

Но убедиться в этом мы пока не можем. Судя по фотографиям из пресс-релиза, инженеры установили такие «мочалочные» шины на внедорожник, но видеоотчета нет, так что как машина повела себя на космических колесах – неизвестно. А было бы интересно узнать, например, насколько сильно они шумят на трассе. Или забивается ли в них грязь на бездорожье (а ведь должна, если подумать). Как такая шина ведет себя на снегу, на льду и в луже. В общем, будем ждать полноценных испытаний. Глядишь, через пару лет мы все будем ездить на стальных мочалках и вспоминать вулканизацию проколов, как страшный сон. Хотя…

Хай-тек. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация