Авторские материалы Банкир обязан быть психологом
Персоны
При выдаче кредита банк обязан проверять, не действует ли клиент под давлением аферистов. Второй кассационный суд разъяснил: финансовые учреждения должны обращать внимание на подозрительное поведение получателей займов. Если выяснится, что человек действовал под влиянием мошенников, банк может лишиться возможности взыскать долг. Тему продолжит Сергей Гололобов.
История, с которой сталкивались почти все. Звонок якобы из ФСБ или Центробанка, а дальше – развод на деньги. С тем же столкнулся и житель Владимира. Мошенники убедили его пойти в банк за кредитом. Там гражданин вёл себя тревожно, во время выдачи займа всё время говорил по телефону, слушал указания с той стороны. Однако клерк не в чём не усомнился и ссуду в 2 миллиона рублей выдал.
Мужчина тут же перевёл деньги аферистам. И пошел во второй банк за следующим кредитом. Но там сотрудники оказались более бдительными и неравнодушными. Они обратили внимание на подозрительный характер общения клиента по телефону с неизвестным лицом и проинформировали заёмщика о многочисленных случаях мошенничества. Тут-то пелена с глаз мужчины и спала. Второй кредит он, конечно, не взял, а по первому обратился в полицию и заодно подал в суд – потребовал признать этот кредитный договор недействительным.
Районный и городской суды истцу отказали. Однако кассационный суд отменил их решение и обязал нижестоящие инстанции пересмотреть дело. Кассация обратила особое внимание на действия сотрудников первого банка и усомнилась в их добросовестности в выполнении своих обязанностей. Теперь, скорее всего, банк сам погасит кредит, выданный владимирцу, за свой счёт. Решение – вполне логичное. Так как банкиры обязаны быть еще и психологами – их этому учат на тренингах. Должны понимать и контролировать состояние своих клиентов, отметил кандидат экономических наук, финансовый аналитик Михаил Беляев.
БЕЛЯЕВ: Этот самый кредитный инспектор – он задаёт ряд вопросов: "Вы понимаете, что вы делаете?" Даже такие самые элементарные вопросы, и по ответам этого человека он понимает, что человек находится в таком изменённом состоянии. Или он путается в ответах, или у него, наоборот, появляются ответы сверхстереотипные, такие, как у робота, такие автоматизированные. Вот если он сам, кредитный инспектор, допустим, молодой человек, не в состоянии в этом разобраться, он обязан пригласить более опытного товарища или представителя службы безопасности. Она всегда в банках есть, и она исключительно развита.
Кредит банкиры должны выдавать на основании какого-то анализа и изучения мотивов заёмщика. Обязательный вопрос – "На какие цели вы берёте кредит?" А если клиент параллельно общается с кем-то по телефону, то – однозначный стоп, дополняет Михаил Беляев.
БЕЛЯЕВ: Это обязанность банка – предпринять все меры, доступные ему для того, чтобы максимально предотвратить мошеннические схемы. А если так всегда говорить – "а мы не оперативники, а мы не обязаны, а мы не должны, а мы не заметили, а мы молодые, а мы неопытные, а мы такие, а мы сякие", тогда всё перестаёт иметь какой-либо смысл.
Вышеописанная судебная тяжба длилась долго. И, скорее всего, если бы мужчина брал кредит сейчас, то моментально, прямо в банке ему займ не выдали бы. Дело в том, что с 1 сентября, в соответствии с подписанным президентом России законом, начал действовать так называемый период охлаждения на выдачу кредита. Даже если бы клерки не заметили странностей в поведении заёмщика и не прервали выдачу, то на руки получить деньги он смог бы минимум через двое суток. Это – при кредитах свыше двухсот тысяч. При кредитах же от пятидесяти до двухсот тысяч "период охлаждения" – минимум четыре часа. За это время клиент смог бы образумиться и понять, что им манипулируют мошенники.