Авторские материалы Таможня должна доказать, что автомобиль стоит больше
Персоны
Верховный суд признал незаконным увеличение пошлины на ввоз иномарки. Россиянка купила автомобиль в Южной Корее и оплатила пошлину. Однако потом на Владивостокской таможне ее обязали заплатить еще столько же. Женщина не согласилась и решила оспорить это решение. Подробнее об этом – Мария Глазунова.
Покупка нового автомобиля закончилась судебными разбирательствами. Россиянка потратила 57 тысяч долларов, это около пяти миллионов рублей, на иномарку в Южной Корее. При ввозе подержанной машины из-за границы физическим лицам необходимо заплатить таможенную пошлину, размер которой зависит от возраста машины, объема двигателя и цены. Изначально женщине объявили сумму пошлины в 2 миллиона 600 тысяч рублей. Но позже ведомство сочло цену автомобиля – 57 тысяч долларов – заниженной. Все из-за того, что на международном сайте-аукционе аналогичные машины продавались по более высокой цене – около 150 тысяч долларов. Поэтому женщину обязали доплатить еще почти 3 миллиона рублей.
Покупательница не согласилась с таможней и обратилась в суд, предоставив дополнительные документы, подтверждающие реальную стоимость автомобиля. Главным аргументом стало то, что сайт-аукцион не может являться достоверным источником информации о ценах на подержанные автомобили.
В итоге Верховный суд встал на сторону автовладелицы, признав действия таможенников неправомерными. Суд подчеркнул: граждане, приобретающие товары для личного пользования, не ведут предпринимательскую деятельность и не обязаны предоставлять коммерческие документы.
Чтобы сократить количество подобных случаев, Верховный суд закрепил правило определения стоимости товара, ввозимого обычными гражданами, объясняет автоюрист Сергей Смирнов.
СМИРНОВ: Так как граждане не занимаются предпринимательской деятельностью, то требовать с них какие-то документы, которые рассчитывали, обосновывали дополнительно стоимость автомобиля, по мнению Верховного суда, – в этом нет никакой необходимости, и обязанности никакой нет. Это – задача таможенного органа доказать, что автомобиль стоил 12 млн, а не пять.
Подобный случай – далеко не единственный. И теперь другие автовладельцы, которые попали в подобную ситуацию, могут апеллировать к этому решению Верховного суда, полагают эксперты.