Хай-тек "Оскара" – искусственному интеллекту!
Персоны
Рубрика Николая Гринько на "Вестях ФМ".
Американская академия кинематографических искусств и наук, ежегодно вручающая кинопремию «Оскар», рассказала, как применение искусственного интеллекта скажется на шансах фильмов получить награду. Путь к единому мнению был долгим, а его варианты – диаметрально противоположными. С одной стороны, «Оскар» исторически вручался только людям (поскольку никакого ИИ долгое время не существовало), но с другой – именно из-за полномасштабного проникновения генеративного контента абсолютно во все сферы кинопроизводства игнорировать его уже невозможно. Следующая, 98-я, церемония вручения премии состоится в марте 2026 года, и, согласно новым правилам, «использование искусственного интеллекта или других цифровых инструментов не повысит и не понизит шансы фильма на номинацию». Иными словами, долгие дискуссии закончились практически ничем: академия, по сути, обозначила, что знает о глубоком проникновении ИИ в кино, но делать с этим ничего не намерена.
Коллектив редакции нашей программы поясняет. Как только появились первые языковые модели, сценаристы массово начали поручать им разработку диалогов, написание сюжетных линий, а иногда – и сочинение сценариев целиком. Когда нейросети научились рисовать картинки, к их услугам сразу же начали прибегать раскадровщики – вместо того, чтобы вручную отрисовывать будущие кадры фильма, они генерировали изображения, загрузив в компьютер текстовое описание. Следующими стали композиторы: они если и не приносили режиссерам саундтреки, полностью созданные машинным разумом, то совершенно точно использовали его в разработке идей или составлении аранжировок.
Затем в дело вступили операторы и художники-постановщики – для этого им пришлось дождаться, когда нейросети научатся генерировать видео высокого качества. В конце концов дело дошло и до актеров: если совсем недавно ИИ просто вносил небольшие правки в отдельные сцены, корректируя мимику, речь или изображаемые эмоции, то сегодня он может вообще вставить в фильм нового персонажа. Искусственным интеллектом пользуются монтажеры, художники по свету, саунд-дизайнеры и даже гримеры – словом, в голливудским кино не осталось сфер, принадлежащих исключительно живым людям. Нет ничего удивительного в том, что оскаровские академики наконец задумались о том, правильно ли будет вручать премию за нейросетевую генерацию. Решили, что – да. В таком подходе киноакадемии есть рациональное зерно. Если бы «Оскар» менял правила каждый раз, когда в кинематограф приходит очередная революция, отсекая авторам возможность применять новые инструменты, то премию до сих пор получали бы только черно-белые немые фильмы, снятые исключительно на пленку. Согласитесь, это было бы как минимум странно. Хотя…