Хай-тек Роботы в общепите могут пойти по пути роботов-портье
Персоны
Рубрика Николая Гринько на "Вестях ФМ".
Власти Шанхая решили развивать инициативу по внедрению роботов на всех этапах обслуживания людей в местных кафе и ресторанах. Вместе с использованием роботов будет внедряться автоматизация на уровне обмена информацией, включая и этапы логистики. Меню будут формироваться с использованием тщательной аналитики, закупки продуктов для приготовления блюд также будут осуществляться под руководством искусственного интеллекта. В сфере быстрого питания и торговли напитками более 70% операций будут переведены на использование цифровых технологий, а в сегменте классических ресторанов эта доля должна превысить 50%. По мнению экспертов, данная инициатива в целом приведёт к консолидации рынка и вытеснению с него небольших семейных предприятий общественного питания. Цифровые технологии позволят крупным сетям получить преимущество в себестоимости услуг и высокую скорость территориальной экспансии. Эксперты считают, что в погоне за оптимизацией бизнеса может быть утрачен уникальный колорит национальной кухни.
Коллектив редакции нашей программы вспоминает историю японского отеля «Хен-на», который вошел в Книгу рекордов Гиннеса, как первый в мире отель, полностью обслуживаемый роботами. Он открылся в 2015 году и стал невероятно популярен среди туристов. Гостиницу оборудовали роботами-пылесосами, роботами-садовниками, роботизированным оркестром, устройством для сортировки багажа, напоминающим гигантскую лапу с когтями, и еще двумя с половиной сотней роботов. Однако быстро выяснилось, что все работает немного не так, как предполагалось. Например, робот на стойке регистрации так и не научился делать копии документов постояльцев. Робот-ассистент установленный в каждой комнате, принимал храп гостей как сигнал к активации и будил их в ночи фразой «Чем я могу помочь?». Роботы-портье тоже не прошли проверку реальностью: из 72 комнат отеля они могли самостоятельно добираться только до пары десятков, поскольку не умели преодолевать пороги и лестницы. В итоге отель понемногу заменял машины людьми, и через 4 года работы в нем остались только сортировщик багажа и несколько пылесосов. Конечно, сегодня технологии совершеннее, чем 10 лет назад, но нам кажется, что переводить китайский общепит полностью на роботизированное обслуживание еще очень рано. Особенно, если это может разорить небольшие семейные заведения, многие из которых существуют уже несколько поколений. Мы, конечно, будем наблюдать за экспериментом, но в его успех верится с трудом. Хотя…