Картинка

Авторские материалы У России будет новый ледокол

18 ноября 2025, 15:30

Персоны

Владимир Путин сегодня в формате телемоста принимает участие в закладке атомного ледокола «Сталинград». Мероприятие приурочено к 83 годовщине начала контрнаступления советских войск под Сталинградом. Новое судно станет седьмым ледоколом проекта 22 220 – «Арктика». Передовые атомоходы призваны существенно расширить возможности Трансарктического коридора. Чем уникальны эти труженики Северного морского пути – в материале Екатерины Косинец.

На историческом Балтийском заводе в Санкт-Петербурге – единственной в мире верфи, где строят атомные ледоколы, приступили к созданию нового исполина из проекта 22 220. Это – уникальные суда, способные работать как на глубоководных морских участках, так и без проблем заходить в устья северных рек. Для захода в Обь и Енисей потребовалось бы строить отдельный – речной – флот, который значительную часть года простаивал бы: период работы в этих районах ограничен. Атомоходы арктического проекта 22 220 имеют двухосадочную платформу. Для работы в море в цистерны набирают воду, и судно увеличивает свою осадку. Чтобы зайти в неглубокие устья, балластную воду сливают, и судно превращается в мелкосидящее.

Ледоколы старых проектов способны пробивать во льдах канал не более 30 м шириной. В то время как ширина современных судов, которые могли бы следовать про проторённому пути, составляет 34-45 м, а газовозов – до 50 м. Ледоколам потребовался широкий корпус специальной конструкции. Ширина машины нового проекта увеличена с учётом сегодняшних потребностей. Также они могут работать во льдах толщиной до 3 метров, для чего оснащены специальным «ледовым поясом» – в районе ватерлинии корпус усилен металлом и дополнительными рёбрами жёсткости. А сверху для уменьшения трения корпус покрыт полумиллиметровым слоем специальной краски, а для защиты от обмерзания используется пневмообмыв, создаваемый турбонаддувочными агрегатами. Кроме того, в передней части корпуса просверлена линия отверстий, выпускающих воздух. Слой пузырьков, облепляющих днище, служит своеобразной «воздушной смазкой», которая существенно снижает трение.

Тянут гигантов два реактора РИТМ-200 тепловой мощностью по 175 МВт, что делает ледоколы самыми мощными в своем классе. И самыми долгоживущими: их ресурс рассчитан на 40 лет.

Связь и навигацию обеспечивают современная радиоэлектронная станция, система позиционирования и ледовой разведки, интегрированная в общую систему управления ледовой проводкой на трассе Севморпути.

Экипажи «Сталинграда» будут нести вахту в комфортных (насколько это возможно в бескрайних ледяных полях) условиях – на ледоколе расширены жилые и сервисные помещения. Оборудован медицинский блок. Также на судне предусмотрена вертолётная площадка. В автономном плавании ледокол может находиться до 7 лет (с учётом перезагрузки топлива) и 6 месяцев (по запасам провизии).

С момента запуска серии в 2012 году уже построены головной ледокол «Арктика», а также «Сибирь», «Урал» и «Якутия». Продолжается строительство ледоколов «Чукотка» и «Ленинград». Спуск на воду заложенного сегодня атомного ледокола «Сталинград» назначен на 2028 год. Главная задача судов проекта 22 220 – обеспечение круглогодичной навигации в западном районе Арктики. По словам президента Владимира Путина, Трансарктический коридор должен представлять собой комплексную систему, объединяющую морской, железнодорожный и автомобильный виды транспорта, с возможностью использовать потенциал крупнейших российских рек – Оби, Енисея и Лены.

Авторские материалы. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация