Картинка

Авторские материалы Экзамен на права примет "инспектор ИИ"

21 ноября 2025, 14:13

Персоны

В России хотят ввести автоматизированный приём экзаменов на водительские права. Это следует из новой "Стратегии повышения безопасности дорожного движения", которую указом одобрил президент Владимир Путин. Прием экзаменов на права с помощью искусственного интеллекта тестируют в некоторых странах, например, в Индии и Южной Корее. Были и у нас раньше площадки, где обучение и приём экзаменов проходили в автоматическом режиме, без инструкторов и инспекторов ГАИ. Тему продолжит Сергей Гололобов.

В России водительские экзамены проходят в два этапа. Первый – теория. Без участия экзаменатора. Курсанты отвечают на вопросы, их обрабатывает компьютер и выставляет за них баллы. А вот экзамен по вождению в городских условиях столь сложен и непредсказуем, что контроль за ним трудно доверить искусственному интеллекту. Так думалось еще несколько лет назад. Однако беспилотных машин на улицах становится всё больше, пускай и в тестовом режиме, так почему бы не попробовать и экзамены принимать без участия экзаменатора. В этом случае сразу же до минимума снижается коррупционный фактор, да и, вообще, исключается субъективный взгляд инспектора на действия экзаменуемого. Весь процесс сдачи будет контролировать беспристрастная компьютерная программа. Первые шаги в этом направлении уже есть.

На острие прогресса, как ни странно, – Индия. В Дехрадуне, штат Уттаракханд, на севере Индии внедрили уникальную программу на основе технологии "Майкрософт" под названием "ХЭМС". Она в своей базовой версии использует фронтальную и тыльную камеры смартфона, прикреплённого к лобовому стеклу автомобиля, а также – другие датчики для одновременного наблюдения за водителем (например, за направлением его взгляда). Также умные гаджеты наблюдают за дорожной обстановкой (например, расстояние до впереди идущего транспортного средства). Программа способна контролировать очень сложные манёвры, например, такие, как параллельная парковка. Искусственный интеллект проследит, как часто экзаменуемый при парковке пытался скорректировать курс, попеременно двигаясь вперед и назад. И если чаще, чем то допускают нормативы, минус в экзаменационной карточке обеспечен.

Для примера, еще одно упражнение – проезд кругового перекрестка. Система точно определяет, останавливался ли водитель в середине манёвра дольше, чем разрешено. Затем по всем упражнениям идёт суммирование баллов и выносится итоговая оценка. В случае несогласия с результатами теста заявители могут просмотреть видеозапись и убедиться, что система всё сделала правильно, или подать апелляцию. В индийском Дехрадуне таким образом проходят через экзамен более 50 кандидатов ежедневно, а сдают его менее половины. "Это гарантирует, что только квалифицированные водители получают водительские права", – поясняют разработчики системы.

Похожая практика существует и в Южной Корее, но там в машине все равно присутствует инспектор. Эти две практики могут взять за образец и у нас. Хотя в России что-то подобное уже было в середине "десятых". Пускай искусственный интеллект тогда был не так силён, но спутниковые системы геолокации работали исправно, а это – главное. Что представлял из себя отечественный комплекс по автоматизированному приёму водительских экзаменов, напомнила президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева.

ШУТЫЛЕВА: Это большая площадка, иногда гектар, иногда два, иногда три, где был практически выстроен мини-город с улицами, с пешеходным переходом, с ж/д переездом, с перекрестками, светофорами и т.д. И вот это обучение – оно было очень эффективно на таких площадках. Не было рядом инструктора, всё проходило с помощью вот этого искусственного интеллекта. Система, которая через спутник видела, через те датчики, которыми была оснащена такая площадка. И всё это происходило автоматизированно, и результаты тоже были очень интересны.

Повторим, что водительское обучение на автоматизированной площадке проходило без инструкторов. Но главное, что постановлением правительства там разрешили принимать не только внутришкольные, но и официальные экзамены по вождению на площадке, без инспектора ГАИ, добавила Татьяна Шутылева.

ШУТЫЛЕВА: Те, кто сдавали экзамены на таком автодроме, они не сдавали экзамены в ГИБДД. Вот внутренний экзамен автошколы засчитывался, как экзамен в автоинспекции, человек получал водительское удостоверение. То есть был как бы такой бонус, для предпринимателей, которые вложили такие ресурсы в оснащение, потому что, конечно, это была недешевая история. И экзамены шли, и абсолютно беспристрастная оценка, которую давала система. То есть фактически без участия человеческого фактора.

Экзамен по вождению в городских условиях с инспектором ГАИ, конечно, оставался, но вот контроль за экзаменом на площадке полностью брала на себя умная электроника. И таких автоматизированных автодромов по стране построили несколько – в Москве, Питере, Иркутске, Челябинске, Сызрани и так далее. Они развивались, и ничто не предвещало беды. Но потом, по ряду причин, инновационные площадки обучения упразднили. А инспекторы вновь плотно обустроились в экзаменационных машинах. Но научный задел остался. И его, по мнению специалистов, тоже стоит учесть при внедрении новой системы обучения и приёма экзаменов, но уже – на передовой технологической базе.

Авторские материалы. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация