Хай-тек Монотонная работа – не для роботов
Персоны
Рубрика Николая Гринько на "Вестях ФМ".
Компания Figure AI завершила испытания человекоподобных роботов Figure 02 на заводе BMW в Южной Каролине. С января 2025 года машины работали на реальной сборочной линии автомобиля BMW X3, выполняя операцию по вставке заготовки из листового металла в сварочные приспособления. Роботы трудились с понедельника по пятницу в две 10-часовые смены, отработав более 1250 часов. За это время парк из нескольких роботов помог собрать более 30 000 автомобилей, пропустив через свои руки свыше 90 000 деталей и прошагав по цеху около 320 км. На каждую операцию у робота уходило 84 секунды, точность выполнения превысила 99%. Несмотря на успех эксперимента компания приняла решение заменить всех роботов на следующее поколение – Figure 03. Причина в том, что у предыдущего поколения выявился конструктивный недостаток: частые поломки предплечий из-за нагрузки на кабели и приводы манипуляторов.
Коллектив редакции нашей программы поясняет. Figure 02 – это человекоподобный робот, специально разработанный для выполнения различных задач в промышленных условиях, в частности, на заводах и складах. Он оснащен шестью RGB-камерами и использует искусственный интеллект для визуального восприятия, понимания голосовых команд и взаимодействия с окружающей средой. Рост робота – 163 см, вес – около 20 кг. Он может работать автономно до 5 часов и поднимать предметы весом до 25 кг. В рамках эксперимента роботы 10 месяцев собирали машины на настоящем заводе. Звучит впечатляюще, но на самом деле они выполняли одну-единственную операцию: брали заготовку, подносили ее к сварочному станку, вставляли в крепления, а по завершении операции – возвращали на место. Уже в первые месяцы оказалось, что манипуляторы роботов не выдерживают такой монотонной и повторяющейся нагрузки: их ладони покрылись трещинами, а места крепления кисти к предплечьям постоянно ломались. И это вновь подтверждает мысль о том, что до выполнения тяжелой физической работы андроидам еще очень далеко – ни один из них сегодня не может даже приблизиться к человеку по этому показателю. Проблема в универсальности: инженеры пытаются создать машину, способную на любые действия, подвластные человеку, а до этого еще очень далеко. При этом роботы с узкой специализацией человека давно обогнали: на тех же автозаводах они с успехом выполняют до 80% всех операций. Даже тот самый сварочный станок, к которому подносили детали андроиды – это тоже робот, просто не умеющий ничего, кроме сварки. В общем, сегодняшние роботы либо очень плохо делают все, либо очень хорошо выполняют одну-две операции. Порабощение человечества снова откладывается на неопределенный срок. Хотя…