Картинка

Авторские материалы Нечестная игра: за читерство в киберспорте будут штрафовать

27 ноября 2025, 14:53

Персоны

В Госдуме хотят ввести штраф за читерство в киберспорте. По задумке законодателей, это должно повысить доверие к киберспорту и, как следствие, привести в эту сферу больше спонсоров. Как это планируют реализовать и поможет ли такая мера создать честную игровую среду, расскажет Максим Иванов.

Обзор читов: "Сегодня я вам покажу, как использовать читы в доте 2. Пишем в чате "голд 100 000", например. Дальше "левел 25".

Детский голос объясняет, как сделать себе в компьютерной игре максимально сильного персонажа и бесконечные ресурсы прямо со старта партии. В играх на интерес это кажется безобидным, но что, если таким преимуществом пользоваться в киберспортивных соревнованиях, где на кону стоят сотни тысяч долларов?

Читы – это сторонние программы, которые дают нечестное преимущество в компьютерных играх. К читерству относят и использование ошибок игры, что позволяет обойти игровые правила. Читы могут быть даже "аналоговыми". Самый известный пример – это отметка маркером в середине экрана, обозначающая центр прицела в шутерах. Такая отметка всегда показывает, куда нацелено оружие игрока. Так геймер всегда знает, куда будет стрелять пушка, и ему не нужно входить в режим прицеливания, чтобы бить метко.

По данным депутатов Госдумы, около 80% геймеров пользуются читами. Но тут встает вопрос определений. Пока нет четкой классификации, что является читами, а что нет. К примеру, существует софт, который позволяет уменьшать пинг в онлайн-играх. Пинг – это время, за которое данные с компьютера доходят до сервера и обратно, то есть, время задержки. Казалось бы, такие программы просто помогают интернет-соединению работать более стабильно, при чем здесь игровые читы? Но если другие игроки таким софтом не пользуются, миллисекунды разницы могут дать вам преимущество. А ведь у профессиональных игроков зачастую победу и поражение разделяют именно миллисекунды.

По задумке депутатов, за использование нечестного софта нужно наказывать. Сейчас Госдума предлагает штраф в 30 тысяч рублей. Впрочем, одним только штрафом обойтись не получится, считают эксперты. Вдобавок к административной ответственности нужно усилить контроль за технической стороной вопроса.

Тем не менее, полностью решить проблему читерства в онлайн-матчах все равно практически или вовсе невозможно. Алгоритмы ловят большую часть нечестных игроков, но не всех. Рынок читов – это огромный, постоянно развивающийся бизнес. По разным оценкам, разработчики читов зарабатывают суммарно от 12 до 73 миллионов долларов в год. Разработчики игр и античит-программ далеко не всегда успевают закрывать уязвимости.

Решение, как считают эксперты, в офлайн-турнирах. То есть, команды должны присутствовать на соревнованиях лично. Так организаторы будут уверены, что на компьютерах нет установленных чит-программ, а судьи смогут вживую контролировать, не нарушает ли игрок правила как-нибудь иначе.

Но тут возникает другая проблема – ставки и договорные матчи. Игрок одной из команд может через поддельный аккаунт поставить деньги на победу своих соперников, и проиграть намеренно. Эта проблема уже давно стоит перед киберспортивным миром. В игровом сленге даже закрепился термин, состоящий из цифр 322. Он отсылается на киберспортивный матч 2013-го года, в котором игрок одной из команд поставил 322 доллара против своей команды. С тех пор эта комбинация цифр обозначает намеренный проигрыш игры.

С договорными матчами борются санкциями против нечестных игроков. Например, их исключают из турнира и могут запретить участие в будущих соревнованиях. Другой способ – сотрудничество с букмекерскими конторами. Некоторые из них сообщают организаторам турнира о подозрительных ставках, и те начинают внутреннее расследование. Кроме того, алгоритмы, в том числе искусственный интеллект, анализирует поведение геймеров. Подозрительные действия игроков тоже становятся причиной расследования.

В Совете Федерации отметили, что доверие – это ключ к интересу зрителей. Они должны быть уверены, что победил тот, у кого лучшая стратегия и реакция, а не самый скрытный пользователь читов.

Киберспорт быстро становится из нишевого развлечения серьезной индустрией. В прошлом году в Казани прошел фиджитал-турнир "Игры будущего". На них игроки соревновались как в физическом спорте, так и в компьютерных играх. Между победителями разыгрывалось 10 миллионов долларов. Борьба с жуликами нужна, чтобы такие деньги не забирали в карман те, кто незаметнее всех научился нарушать правила.

Авторские материалы. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация