Хай-тек Следы самолётов не очень опасны
Персоны
Рубрика Николая Гринько на "Вестях ФМ".
Немецкие ученые из Юлихского исследовательского центра и университетов Майнца, Кельна и Вупперталя изучили инверсионные следы реактивных самолетов и выяснили, что их влияние на глобальное потепление сильно преувеличено. Оказалось, что подавляющее большинство инверсионных облаков образуются не на ясном небе, а там, где уже есть естественная облачность – это происходит в 80% случаев. Следы самолетов в этом случае утолщают облачность, делая ее более отражающей. Ученые с помощью климатической модели оценили потепление Земли, вызванное инверсионными облаками, и сравнили его с эффектом, оказываемым на потепление углекислым газом. Нагрев, вызванный следами, составил две трети от потепления, вызванного CO2 – раньше считалось, что этот показатель намного больше. Мало того, в некоторых случаях симуляция показывала, что иногда это может даже привести к охлаждению.
Коллектив редакции нашей программы поясняет. Белые полосы, иногда подолгу остающиеся в небе за самолетами, называются инверсионными следами. При сгорании топлива в реактивных турбинах образуются углекислый газ и водяной пар, а также частицы сажи. Эти микроскопические частицы выступают в роли «точек кристаллизации» – на них конденсируется пар, образуя крохотные ледяные кристаллы. В большинстве случаев они быстро тают и испаряются, но если самолет летит в тех слоях атмосферы, в которых и без того много влаги, этот эффект становится лавинообразным – образуются долгоживущие перистые облака, вытянутые в линии и сохраняющиеся иногда до нескольких часов.
Оказывается, раньше считалось, что эти облака должны вызывать потепление. Климатологи долго призывали авиакомпании перестроить маршруты лайнеров так, чтобы миновать влажные слои атмосферы. В результате в 2021 и 2023 годах были проведены соответствующие эксперименты. Выяснилось, что при всем желании летать только в сухом воздухе невозможно: современная метеорология просто не в состоянии точно сказать, в каких именно районах и на каких высотах воздух наименее влажный. А теперь выяснилось, что и нагрев планеты от этого явления – вовсе не такой значительный.
Конечно, все это не означает, что вопрос больше не нуждается в изучении, а белые полосы от авиалайнеров вообще никак не влияют на климат. Для того, чтобы делать далеко идущие выводы и, например, менять маршруты самолетов ради снижения облачности, нужно еще очень, очень много данных. Конечно, можно предположить, что эти исследования были заказаны авиакомпаниями, категорически не заинтересованными в том, чтобы их воздушные суда закладывали лишние маневры, расходуя при этом дополнительное топливо. Но мы уверены, что это всего лишь – очередная несостоятельная теория. Хотя…