Авторские материалы "Это блокада": охота США на "теневой флот" Венесуэлы продолжается
Персоны
Соединённые Штаты резко усилили давление на нефтяные перевозки Венесуэлы. В Атлантике развернулась погоня за танкером, связанным с венесуэльской и иранской нефтью. Судно не подчинилось требованиям береговой охраны США и начало передавать сигналы бедствия. Что происходит на море и чем это может обернуться – в материале Александра Ельшевского.
Вертолет зависает над кораблем – это американская береговая охрана пытается перехватить нефтяной танкер Bella 1, связанный с Венесуэлой, который двигается из Карибского региона в Атлантический океан. По данным американских чиновников, судно шло за нефтью в Венесуэлу, груза на борту не имело и при этом уже находилось под санкциями США за участие в перевозках иранской нефти, доходы от которых, как утверждает Вашингтон, используются для финансирования терроризма.
Когда американские силы приблизились к Bella 1, выяснилось, что танкер не несёт действительного национального флага. Такой статус делает судно «без гражданства» и позволяет досматривать его в открытом море по международному праву. У властей США уже был судебный ордер на арест судна – правда, не из-за Венесуэлы, а из-за прежних рейсов с иранской нефтью. Однако капитан Bella 1 отказался подчиниться требованиям и продолжил движение. Американские источники прямо называют происходящее активной погоней.
На следующий день танкер начал массово передавать сигналы бедствия – за несколько часов их было отправлено более семидесяти. Судно к этому моменту ушло более чем на 300 миль от Антигуа и Барбуды, двигаясь на северо-восток в Атлантику.
Параллельно США уже провели другие операции. В тот же день был остановлен и досмотрен ещё один танкер – Centuries, который ранее загрузился венесуэльской нефтью и направлялся в Азию. В отличие от ситуации с Bella 1, ордера на его арест у американских военных не было – сейчас проверяется законность регистрации судна под панамским флагом. Ранее, 10 декабря, США уже взяли под контроль третий танкер, который сейчас находится в порту Техаса.
Все эти действия стали серьёзной эскалацией давления Вашингтона на власти Венесуэлы. Президент США ранее заявил о фактической «блокаде» санкционных танкеров и дал понять, что аресты судов будут продолжены.
ТРАМП: Это блокада. Они лишили нас энергии. Они забрали нашу нефть, и я не пропущу никого.
В ответ Каракас распорядился сопровождать часть нефтяных танкеров кораблями ВМС, что резко повышает риск силового столкновения на море.
Американская сторона настаивает: речь идёт не о военной блокаде, а о правоохранительных мерах против так называемого теневого флота. Юридически такого понятия не существует ни в одном праве или документе. Но, по оценкам экспертов, такие танкеры, перевозящие нефть из Ирана, Венесуэлы и России в обход санкций, могут составлять до пятой части мирового флота. Они часто подменяют координаты, искажают данные навигации и оформляют фиктивные документы.
Расследование показало, что Bella 1 ранее использовал подмену сигналов и в августе загружался нефтью в Иране, после чего перегружал её в море и направлялся в Карибский регион. Именно такие схемы США сейчас пытаются перекрыть, чтобы ослабить экономику Каракаса, почти полностью зависящую от экспорта нефти.
В Венесуэле действия США называют пиратством и заявляют о «краже» судов и нефти. В Вашингтоне, в свою очередь, подчёркивают: операции будут продолжены, а любой танкер, нарушающий санкционный режим, рискует быть остановлен и арестован прямо в открытом море.