Авторские материалы Импульсивные покупки: главное – лимит
Персоны
Новогодний шопинг разоряет россиян. По словам экспертов, многие покупки перед праздниками люди совершают неосознанно – под влиянием маркетинговых приемов, эмоций и социального давления. О том, как это работает, и как не выходить за рамки установленного бюджета – в материале Марии Глазуновой.
"Всем привет, сегодня нас ждет новогодний шопинг – я так этого ждала!"
Чем ближе Новый год, тем список дел – больше: закончить все рабочие задачи, распланировать каникулы, а самое главное – закупить продукты и подарки. Весь этот ажиотаж вгоняет человека в стрессовое состояние, из-за которого он начинает совершать импульсивные покупки, объясняет кандидат психологических наук, доцент РАНХиГСа Кристина Иваненко.
ИВАНЕНКО: Нашей психике это нужно. Это такой большой понедельник, с которого мы начнем жить заново, и вот эта история – "оставить в прошлом все плохое, а в новом я начну по-другому", хочется это подкрепить чем-то физическим, материальным.
Дополнительное давление создает и атмосфера вокруг. Улицы украшены инсталляциями, в магазинах и заведениях играет новогодняя музыка, на витринах – вывески с надписями «скидки» и «успей купить». Компании применяют мощные методы воздействия на наши эмоции, они стремятся создать иллюзию скидок, чтобы побудить нас к импульсивным покупкам, объясняет Кристина Иваненко.
ИВАНЕНКО: За последние годы, пожалуй, 10-20 лет, машина рекламы, брендинга, маркетинга стала доведена до совершенства. Подарки, которые нам делают магазины, – это называется принцип взаимного обмена – когда нам обещают третью елочку бесплатно, если мы купим две. И, конечно, устоять сложно.
В социальных сетях в этот период появляется все больше советов по оформлению пространства, рецептов, предложений, что купить в качестве подарка, и обзоров на ассортимент в магазинах.
"Посмотрите, это просто новогодний рай! Очень много елочных игрушек, в общем, всего новогоднего. И причем, Алин, ты заметила – везде написано распродажа!"
Чем больше человек видит подобного контента, тем сильнее ему хочется соответствовать идеальной картинке. Обзоры провоцируют желание купить совершенно ненужные и незапланированные вещи. Как итог: на праздничном столе вместо двух салатов – пять, в коробке лежат лишние елочные игрушки, а среди подарков – много мелочевки, которая так и пролежит до следующего года. Кстати, по итогам новогодних праздников 2024 года средние траты на семью составили более шестидесяти четырех тысяч рублей, что стало рекордным значением за весь период наблюдений.
Специалисты выделяют несколько основных групп, которые наиболее подвержены импульсивным покупкам. Первая – молодые люди до двадцати семи лет. Они активно совершают онлайн-покупки и чаще поддаются рекламе и рекомендациям. Вторая – родители с детьми. Желание не разочаровать ребенка делает свое дело, и многие готовы потратить больше деньги на долгожданную игрушку. Можно выделить еще одну группу – люди в эмоционально нестабильном состоянии, для которых покупки становятся способом справиться со стрессом, рассказала кандидат психологических наук, доцент РАНХиГС Кристина Иваненко.
ИВАНЕНКО: В совсем минусовом состоянии мы, конечно, не потребляем. В состоянии, когда нам совсем весело, классно и хорошо, тоже мы не ищем эту опору, мы можем что-то лишнее отхватить, но глобально мы не заедаем этими покупками свое настроение. А вот где-то в серединке хочется хоть над чем-то почувствовать контроль; это простое действие, когда ты купил – это некий контроль и возврат себе субъектности.
Полностью избежать незапланированных покупок в декабре сложно, но снизить их объем вполне возможно, объясняют эксперты. Перед покупкой попробуйте взять паузу. Это может быть пара минут или даже несколько дней. Главное – спросить себя, насколько вам необходима эта вещь. Перед шопингом продумайте бюджет. Установить лимиты расходов в разных категориях. Составьте список покупок на бумаге или в заметках телефона, в магазине следуйте строго по пунктам. Перед тем как слепо верить рекламе, узнайте больше о товаре – возможно, у него есть более дешевые и качественные аналоги. Самое главное – не пытаться изменить все привычки сразу: это может привести к срывам и возврату к прежнему поведению. Внедрять техники нужно постепенно.