От первого лица Юрий Кегелев: восстанавливая утраченное
Гости эфира - Юрий Алексеевич Кегелев, художник-реставратор Витебского художественного музея, и его сын Ким Кегелев, который работает в Москве, - его полотна скоро можно будет увидеть на выставке, о которой мы тоже намерены поговорить...
(Запись этой беседы слушайте в аудиофайле)
- Юрий Алексеевич, мы встретились на вернисаже в Москве, и Вы рассказали столько интересного, что я посчитала необходимым, чтобы аудитория "Радио России" услышала хотя бы часть того, что вы поведали мне. Вы много лет занимаетесь реставрацией; в чем смысл этого "восстановления утраченного"? И что испытываете вы, когда под снятым слоем вдруг появляется нечто?
Юрий КЕГЕЛЕВ: Смысл заключается в первую очередь в том, чтобы это вернуть. Дело в том, что моя профессионалная деятельность началась с того, что я начал восстанавливать коллекцию Пэна, которую он завещал Витебску. Пэн открыл Художественную школу в 1898-м году по приглашению губернатора города Витебска; до этого пять лет после окончания Академии художеств (он занимался в мастерской Чистякова) художник жил в имении барона Корфа. Это все принадлежало Витебской губернии, и на одной из выставок губернатор увидел работы Пэна и пригласил его непосредственно в город Витебск. Там Пэн и открыл Художественную школу, где, как мы знаем, занимались именитые впоследствии художники, - и Шагал, и Лисицкий, и целая плеяда художников мирового значения.
Кстати, хочу отвлечься: в Витебске - замечательная выставка "Путешествие в Париж", - она открылась совсем недавно. Там выставлены работы белорусских художников, которые занимались, жили и обучались у знаменитых художников в Париже. Пользуясь случаем, приглашаю желающих в город Витебск: выставка абсолютно уникальна, и она будет работать до августа месяца.
Но продолжу: Пэн явился ключевым звеном в том, что именно на этой земле он открыл эту школу. Я понял это уже впоследствии, потому что художник абсолютно уникальный. И если мы говорим о каких-то эпохах, которые я листаю, что называется, в лицах, поэтому я вижу не только улицы города, - я вижу целые сословия, людей, которые открывали Ботанический сад, первый медицинский университет, художественное училище, где занимался УНОВИС — объединение художников русского авангарда (1919—1926), преподавал Малевич, Шагал, преподавал сам Пэн. Поэтому он написал около восьмисот работ; его мастерская увешана полотнами практически от потолка до пола, и именно в этой квартире-мастерской непосредственно занимались люди, которые впоследствии стали знаменитыми.
Когда я начал заниматься реставрацией, то получил возможность (и счастье!) общаться с людьми, которые у него учились. Они рассказывали совершенно невероятные вещи, и можно себе представить, какая уникальная возможность представлялась тем, кто работал непостредственно с Пэном. Ко мне пришел его бывший ученик, - ему было уже за девяносто лет, - и рассказывал об этом человеке, об этих работах, которые он видел на стенах в 20-е годы прошлого столетия. Это совершенно невообразимое, непередаваемое ощущение, только нужно быть специалистом или очень заинтересованным зрителем. Но, в то же время, когда приходят зрители, и я начинаю рассказывать о вещах, выставленных в экспозиции, их реакция полностью подтверждает известную мысль, что музей - это институт культурного просвещения.
Ну а для меня реставрация - это прежде всего возвращение. Есть много постулатов: не навреди, не испорти... Но для меня это - открытие, возвращение...
Повтор выпуска программы "От первого лица" 2013/05/23
/фото foto.mail.ru/
От первого лица. Все выпуски
- Все аудио
- От первого лица