Картинка

От первого лица Андрей Шаронов в программе "От первого лица"

24 ноября 2006, 13:33
Наш микрофон включен в кабинете заместителя министра экономического развития и торговли Андрея Владимировича Шаронова.

- Естественный вопрос для заместителя министра экономического развития и торговли по поводу подписания важнейшего документа о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Известно, что практически пройдет еще немало времени до момента, когда Россия станет полноправным членом ВТО, но основополагающие документы, которые открывают нам дорогу в эту организацию, подписаны. На эту тему было много дискуссий, некоторые эксперты считают, что это нанесет определенный урон нашей экономике, другие полагают, что это наконец-то выведет Россию в клуб экономически развитых стран. Какова ваша точка зрения?


ШАРОНОВ: На мой взгляд, это безусловно хорошо; напомню, что несколько дней назад во Вьетнаме был подписан протокол о завершении переговоров с Соединенными Штатами Америки, а это наш партнер, с которым нам не удавалось договориться более семи лет по конкретным вопросам, связанным с финансовыми услугами, с требованиями санитарного надзора, с вопросами защиты интеллектуальной собственности. Сейчас этот барьер преодолен, и, хотя предстоит пройти еще несколько процедур, но это скорее формальные вопросы, поскольку мы не ожидаем принципиальных трудностей, которые были у нас, в частности, с Америкой и другими странами.

Почему это все-таки хорошо, несмотря на то, что мы открываем наш рынок и, как говорят наши критики, угрожаем благополучию многих российских производителей? Нужно понимать, что мы уже живем в ситуации глобального рынка, и 90% нашего торгового оборота (может, чуть меньше) приходится на страны-члены ВТО. То есть мы уже находимся в ситуации, когда нашими основными партнерами являются члены ВТО, которые применяют к нам правила ВТО при любых конфликтах; а конфликты случаются, и нешуточные. То есть нас судят по законам этой организации, а мы, не являясь ее членами, не можем ни прибегнуть к адекватной защите, ни повлиять на изменение этих правил.

А поводов более чем достаточно. Это и антидемпинговые расследования, которые проводятся против российских производителей, и которые обходятся нам ежегодно в миллиардные суммы: это убытки наших производителей, которых ущемляют на зарубежных рынках. Это и поступление в Россию субсидируемого импорта, когда наши конкуренты через государство субсидируют, например, сельхозпродукцию своих производителей, и она смотрится гораздо более привлекательной на нашем рынке. А мы ничего не можем сделать в ответ. Денег для субсидирования своих производителей той же сельхозпродукции у нас не хватает или, по крайней мере, их меньше, чем могли бы позволить себе развитые страны, а прибегнуть к процедурам, которые пресекли бы такое патерналистское поведение некоторых наших крупных торговых партнеров, мы не можем, - у нас нет прав.

Конечно же, это позитивный шаг. Безуловно, это создает сложности для многих наших предприятий. Поэтому мы и вели переговоры так долго, что выторговывали переходные условия, и длительность переходного периода по разным позициям составляет от семи до одиннадцати лет, когда условия работы на внешнем и внутреннем рынках будут плавно меняться, чтобы дать возможность нашим производителям стать адекватными условиям, которые возникнут при окончательном вступлении в силу правил ВТО.

- Пока разговор идет о масштабах государственных, глобальных, масштабах развития экономики страны. Что дает гражданам России ее более уверенное положение в мировой экономике?

ШАРОНОВ: Более уверенное положение с точки зрения наличия у нас конкурентоспособных товаров дает дополнительные доходы государству и гарантии выполнения социальных обязательств государства перед гражданами. С точки зрения открытия рынков это дает гражданам доступ к более качественным и дешевым товарам. На самом деле, если послушать дискуссии вокруг ВТО, то в подавляющем большинстве случаев у нас в России они ведутся с точки зрения защиты российских производителей. А давайте подумаем о российских потребителях!

Почему мы, например, в течение многих лет устанавливаем высокие пошлины на импортные автомобили, не думая о том, что тем самым для многих граждан мы закрываем возможность дешево купить хороший автомобиль? Да, мы должны думать и о тех, кто производит автомобили (некачественые), чтобы они в один день не лишились работы, но мы должны прекратить этот бесконечный процесс продления протекционистских мер и сохранения низкого качества продукции российского автопрома...

От первого лица. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • От первого лица

Новые выпуски

Авто-геолокация