Картинка

От первого лица Больше телевидения хорошего и разного

14 ноября 2005, 12:30
Гость программы – президент Национальной ассоциации телерадиовещателей Эдуард Михайлович Сагалаев. Повод для встречи - выставка "NATEXPO", которая пройдет в Москве с 16 по 19 ноября 2005 года.

- На выставке будут представлены самые современные технологии?

САГАЛАЕВ: В "Крокус Экспо", где будет проходить выставка, например, представлено оборудование, которое позволяет щелкнуть затвором и увидеть потом все отснятое в объеме. Это не просто профессиональная выставка, которая стоит в ряду таких выставок телерадиооборудования, как выставки в Лас-Вегасе, Амстердаме, Гонконге. Теперь подобная выставка проходит и в Москве, а всего их в мире четыре. Проводится она под эгидой НАТ – Национальной ассоциации телерадиовещателей, которой в 2005 году исполняется 10 лет.


- Современные технологии радио и телевидения, цифровые технологии настолько пронизали современную жизнь людей, что десять лет назад даже трудно было себе представить весь спектр услуг, которые могут предоставлять мобильные телефоны.


САГАЛАЕВ: В ряде стран обыденным явлением уже становится телевидение в обычном мобильном телефоне.

- Качество звука и изображения, скорость передачи информации действительно должны быть на хорошем, высоком уровне, но иногда кажется, как все это ужасно…

САГАЛАЕВ: Про это как раз показывает глубоко философский фильм "Матрица". Я его рассматриваю с той точки зрения, что людьми начинает управлять некая виртуальная реальность, картинка, телевидение, шоу-бизнес, и человек в результате этого становится орудием тех образов, которые он видит на экране. И это кажется действительно серьезной угрозой. Но человечество успешно "переварило" кино, и важнее реальной жизни все равно ничего нет. И уж точно жизнь больше, чем телевидение. Ну, какое телевидение, какой эротический канал могут заменить человеку секс? Только больному человеку оно может заменить нормальный, здоровый секс. Или такие вещи в дневное время у вас на радио нельзя говорить?


- У нас все можно говорить. Кроме призывов к насильственному свержению существующего строя...


САГАЛАЕВ: Я этого делать не буду. Но, кстати, усовершенствование существующего строя – это одна из тем Международного конгресса, который пройдет параллельно с выставкой. И это не менее значимо. Выставка раньше представляла только технологии, а начиная с 2005 года на ней представлено телешоу – своего рода ярмарка телевизионного и радиопродукта, то есть кино и передачи, которые созданы такими известными производителями, как телекомпания "ВИД", "А-Медиа" и др.

Кроме этого, Международный конгресс затрагивает массу профессиональных проблем, но и не только. Раз это телевидение, то оно касается миллионов зрителей. Поэтому в рамках конгресса пройдет обсуждение цифровых технологий с точки зрения того, что они дадут конечному потребителю. Ведь когда будут внедрены все эти технологии, зритель получить в шесть раз больше телеканалов. Весь вопрос в том, что ему со всем этим делать?

Тема заседания Экспертного совета – лицензирование телерадиовещания. Это острая, непростая тема.

- Лицензирование или возможность получить волну или частоту всегда вызывает ассоциацию с присутствием коррупции в этом деле: заплатил деньги – получил лицензию на вещание…

САГАЛАЕВ: На самом деле получение лицензии на вещание происходит в результате конкурса. Когда конкурс, это не аукцион, кто больше заплатил. Хотя у нас аукционы тоже умудряются так проводить, что побеждает не тот, кто больше дал, а победитель определяется по каким-то другим критериям. Хочу сказать, что очень острую реакцию вызвало мое заявление о том, что есть определенные условия для коррупции во всем этом процессе. Особенно острой была реакция моего старого доброго товарища Армена Гарниковича Оганесяна, который также является членом федеральной конкурсной комиссии.

- И руководит радиостанцией "Голос России", то есть бывшим Иновещанием.


САГАЛАЕВ: Да, это уважаемая огромная радиокомпания, и он - член правления НАТ, руководитель секции радиовещателей НАТ. Он очень обиделся, потому что получилось так, что вроде я обвинил членов ФКК в коррупции. Но я не думаю, что я похож на унтер-офицерскую вдову, которая сама себя высекла, поскольку я тоже вхожу в состав ФКК.

На самом деле, речь идет о другом: о том, что когда есть некие условия для не совсем прозрачного конкурса, когда соревнуются концепция "Дарьял ТВ" и концепция патриотического канала "Звезда", там - патриотизм, здесь – эротика, вот и выбирай. Это с одной стороны.

С другой стороны, на каждом заседании три члена комиссии представляют интересы регионов, и там зачастую бывает (опять же, что понимать под коррупцией, да не взятки и не столько взятки, сколько какие-то договоренности), что губернатор хочет свой канал, мэр хочет свой канал. А самое главное – другое (и я готов публично это объяснить, сказать Армену Гарниковичу, что он зря обижается): получив лицензию на вещание, человек должен собрать еще 68 подписей: в санинспекции, пожарной охране, как обычно, у нас это бывает, в горводоканале и т.д. И бывает так, что от момента честного выигрыша на конкурсе человек не может выйти в эфире год или больше, потому что он ходит по инстанциям, чтобы получить все эти согласования. И это не только в Москве, но и в регионах происходит. А это что, не почва для коррупции? Да, почва. Дай бог, если ни в одном из этих 68 кабинетов никто не скажет: мужик, ты бы вот как бы… Ну, я в это не верю, но, к сожалению большому, наша страна стоит на каком-то позорном 126-м месте, и отрицать это… Я не могу, например, сказать, что гаишник Сидоров - взяточник. Но то, что система ГАИ коррумпирована, никто с этим спорить не будет.


- Хотела бы вернуться к тому, о чем вы сказали: о возможности влиять на власть. Мы говорим о сильнейшем влиянии телевидения и средств информации на общественное сознание, на то, что вообще происходит в стране. Очень многие люди недовольны телевидением, при этом все понимают, что, если мы хотим как-то повлиять на власть, мы же не зря говорим, что журналисты, я не хочу говорить, что это четвертая власть, но это посредники между властью и обществом. Ваша Национальная ассоциация телерадиовещателей и выставка техническая каким-то образом формулируют задачи перед людьми, которые работают в электронных средствах информации, о том, как можно повлиять на власть. Вы являетесь еще членом Общественной палаты и пока единственным представителем электронных средств. Как можно влиять? Показывать все время власть, или показывать, какая она плохая, или клеймить ее в свободных программах?


САГАЛАЕВ: Ответ достаточно простой. Нужно говорить и показывать правду, то, что реально происходит в жизни. Для того чтобы это происходило, нужно иметь разные точки зрения, разные позиции и разное видение одних и тех же событий, а такую возможность дает телевидение и радиовещание разных форм собственности. У нас, к сожалению, особенно на общефедеральном уровне, практически все телевидение находится так или иначе под контролем государства. Вот это не вполне правильно. Хотя где еще, в какой стране зритель в открытом доступе может увидеть канал "Спорт", канал "Культура", такое количество фильмов и сериалов. У нас 200 новых сериалов в год производится. Но даже если 100 из них среднего и достаточно хорошего уровня, ну это уже безумно много. И то, что у нас в стране произошел такой рывок в кинематографе, и успех "9 роты", и "Ночного дозора", и "Турецкого гамбита", это все только благодаря телевидению. Телевидение - это паровоз, который тащит за собой российский кинематограф.

Есть много позитивного, и говорить, что телевидение это зло, неправильно. Это очень популистские заявления, все равно, что говорить, что инородцы во всем виноваты в том, что у нас плохого происходит. У нас сейчас появился канал "Звезда" и на НТВ+ православный канал "Спас" выходит. Даже это есть у нас. Ну, конечно, если бы все-таки были сильные, большие частные каналы, если было бы со временем общественное телевидение, которое, как в Великобритании…

- Существовало бы на деньги…

САГАЛАЕВ: Понимаете, сейчас рано, попробуйте, скажите. Ведь за Би-Би-Си человек платит 174 фунта стерлингов в год. Попробуйте себе представить, чтобы у нас в массовом порядке ветераны, пенсионеры, студенты и так далее будут платить 174 фунта (это примерно 300 долларов) в год за общественное телевидение. Вопрос большой. Но, я думаю, что Общественная палата - это такой способ влиять и на власть, и на формы от телевидения, которые есть и должны быть в стране, чтобы все-таки, опять же не хочется произносить это слово, но был плюрализм, разнообразие точек зрения, мнений, чтобы мы могли вести дискуссии. Почему-то мне кажется, что Общественная палата поможет тому, чтобы в обществе шли откровенные дискуссии, в том числе и о проблемах власти, ее недостатках, пороках даже, потому что коррупция как бы идет сверху. Мы же знаем, что коррупция - это такое явление, и если с ней решительно борются на самом верху, то она…

- Вниз уже не доходит или, по крайней мере, ослабевает.

САГАЛАЕВ: Коррупция все равно будет.

- Некоторые считают ее смазочным маслом для того, чтобы работал экономический механизм.

САГАЛАЕВ: Да, в какой-то мере.

- Я все-таки хочу вернуться к телевидению и к отношению общества к телевидению. Недавно, несколько дней тому назад, когда по НТВ прошла специальная программа о людоедах (вообще-то это ужасно), то сразу снова возникла дискуссия относительно журналистской этики, относительно того, как показывать насилие, кровь, смерть, страх. Откровенно говоря, в 19.30, что называется, в детское время, рассказывать о таком страшном явлении… Если бы я была человеком, принимающим решения, то я бы, наверное, не решилась на это. И сразу возникла дискуссия на уровне Государственной Думы, депутатов…

САГАЛАЕВ: Я бы тоже не поставил в такое время такую передачу. На самом деле вопрос в том: нарушен ли закон, является ли эта передача носителем пропаганды жестокости и насилия. У нас в законе запрещена пропаганда жестокости и насилия, не показ, а пропаганда. Есть еще хартия телерадиовещателей, которую подписали все руководители важнейших телевизионных каналов, где они взяли на себя определенные обязательства, и там просто четко записано, в каких случаях можно показывать сцены жестокости и насилия. Когда это продиктовано информационными соображениями, когда никуда не деться. Например, надо сказать о том, что произошло в Нальчике, и нельзя не показать, что там были убитые и раненые.

- И нельзя не показать, что в Париже поджигают автомобили и бьют стекла.

САГАЛАЕВ: Да, это одна причина. И другая причина - это художественные соображения, когда речь идет о той же "9 роте", или я в одной из передач приводил в пример "Ворошиловского стрелка". Если так посмотреть: как бы самосуд, человек просто берет ружье и отстреливает сами знаем что, сами знаем у кого. И народ весь ликует, ведь торжествует справедливость. Подобные фильмы есть в Голливуде, когда одиночка идет против зла, сражается с ним и побеждает. И в этом есть какой-то очень позитивный глубокий заряд. Но это художественное кино.

Попробуй, вырежи сцены, когда Ульянов целится и стреляет. Это было бы глупо. Поэтому здесь, на мой взгляд, все достаточно тонко, и об этом надо говорить. Мы с вами об этом говорим, думаю, что Владимир Кулистиков, очень умный, опытный руководитель НТВ, в состоянии сам дать оценку тому, правильно это было или неправильно. И если ему нужно будет услышать чье-то мнение, он всегда позовет людей, спросит их. Просто люди привыкли воспринимать, к сожалению, еще с советских времен, так, что все, что делается на телевидении, это идет, если не от Бога, то от Кремля, что это истина в последней инстанции. Но, к сожалению, это не так, и надо к телевидению относиться как к такому заведению, где работают обычные люди…

- Которые тоже могут совершать ошибки.

САГАЛАЕВ: Да, могут ошибаться, и даже они могут пытаться нами манипулировать. Но мы должны это понимать, что нами все пытаются манипулировать. Все и всегда будут пытаться нами манипулировать.

- А мы должны выбирать и противостоять.

САГАЛАЕВ: Когда человек будет понимать, что он вправе сам выбрать себе все, начиная от любимой женщины и кончая президентом страны, и что это зависит только от него, вот тогда у нас будет здоровое общество. И в этом смысле, чем больше будет возможностей выбирать, тем… Вот будет 100 каналов… Я был в Лондоне у своего приятеля, включили телевизор, а у него 999 каналов, плюс еще “Video-on-demand”, то есть видео по запросу, ты платишь, набираешь пин-код, с твоего счета автоматом снимают 4 фунта, и ты смотришь любой фильм, тебе не надо в кино ходить. Вот, пожалуйста, практически тысяча каналов у человека.

- Возможность выбора.

САГАЛАЕВ: И человек не сидит с утра до вечера, уставившись в ящик. У него масса других интересов. И чем больше каналов, как ни странно, тем меньше времени человек проводит у телевизора, потому что он понимает…

- Вот это я не буду смотреть, я посмотрю вот это в это время.

САГАЛАЕВ: Есть там масса возможностей, и не то, что бежишь домой сломя голову, потому что будет "Семнадцать мгновений весны", как когда-то было, города вымирали. Кроме художественных достоинств этого сериала, была еще такая страшноватая вещь, что у людей в жизни ничего другого нет кроме "Семнадцати мгновений весны". Некуда пойти, развлечься, нет желания подняться с дивана и пойти в боулинг поиграть. По-моему, тогда боулинга не было.

- Почему, это тогда называлось кегельбаном, и в Москве это было, в Парке Культуры.

САГАЛАЕВ: Всегда есть, чем заняться, просто надо видеть мир.

- Есть книжки, наконец, о которых мы так много говорим, что их теперь никто не читает, потому что все смотрят в Интернет или в телевизор.

САГАЛАЕВ: Наша задача - сделать телевидение лучше.
(Полную версию программы "От первого лица" слушайте в аудиофайле).
16 ноября в МВЦ "Крокус Экспо" открылась Международная выставка профессионального оборудования и технологий для теле-, радио- и интернет-вещания "NATEXPO", организатором которой выступает компания "ЭкспоНАТ".
С приветственным словом к участникам и гостям выставки обратились президент (НАТ) Эдуард Сагалаев, руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский, вице-президент Национальной ассоциации телерадиовещателей США (The National Association of Broadcasters NAB) Терри Рэйбл (Terri Rabel), первый заместитель министра информационных технологий и связи РФ Борис Антонюк, руководитель Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия Борис Боярсков и министр по делам печати и информации правительства Московской области Сергей Моисеев. К организаторам и участникам выставки была обращена и речь председателя Совета Федерации Федерального собрания РФ Сергея Миронова, которая транслировалась на большом мониторе, установленном в зале регистрации выставочного центра.


От первого лица. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • От первого лица

Новые выпуски

Авто-геолокация